Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области
От винта, или Каково управлять вертолетом с Главой государства на борту

В авиации Вячеслав Коваленко больше 30 лет. Сначала – в военной, теперь – гражданской. Корреспондент МЛЫН.BY встретилась с пилотом «борта №1» и узнали, что особенного в правительственном вертолете и полетах на нем.

Вертолет Ми-172, за штурвалом которого Вячеслав Коваленко в течение почти 10 лет регулярно перевозил VIP-пассажиров, появился в правительственном авиапарке в конце 1996 года. Сделали его по спецзаказу на Казанском вертолетном заводе. Принимал машину лично Вячеслав Коваленко. И остался ею не слишком доволен: были незначительные погрешности.

– Не понравилось, как работают лопасти хвостового винта. Сказал об этом на заводе – их тут же поменяли. Все остальное в вертолете оказалось на высшем уровне. Он же на заказ сделан, даже по техническим характеристикам отличается от серийных. К такому вертолету на заводе особое внимание. Например, двигатель для него выбирали один из тысячи. Протестировали их все, проверили по максимально возможному количеству параметров. Выбрали лучший. Салон тоже делали под заказ. Там много кожи – диванчики, кресла из нее. Есть телевизор, отдельная кабинка для спецсвязи с любой точкой мира. Комната для охраны. В целом это стандартный набор для правительственных вертолетов. На таких же Ми-172 летали тогда и Путин, и Назарбаев.
Следует отметить, что правительственный вертолет многим отличается от остальных (существует также ряд технических особенностей), но это уже информация для служебного пользования.

– Есть ли какие-то особенности в полетах с VIP-пассажирами на борту?

– Конечно. Имеются документы, которые определяют порядок перевозки VIP-лиц. Например, инструкции по литерным полетам регламентируют перевозку глав государств, в том числе и белорусского Президента. К таким рейсам допускаются только отвечающие определенным характеристикам воздушные суда. В целом там много нюансов.

– А какие пилоты допускаются к литерным полетам?

– Обычно это летчики высокой квалификации, способные поднять и посадить вертолет или самолет в любых погодных условиях. Конечно, пилот «борта №1» должен хорошо владеть аппаратом, поэтому налет часов обязан иметь не менее 2 тысяч. У меня, например, 4 тысячи. К тому же 712 боевых вылетов – то есть я свое мастерство оттачивал в особых условиях.

– Поэтому вас и выбрали?

– Возможно, и из-за этого тоже. Вообще, конкуренция на место пилота правительственного вертолета была небольшая. Нас после многочисленных отсеиваний кандидатур на всех уровнях осталось двое. Правда, этот «конкурс» долгий был: спецорганы проверяли меня около полугода. Только после этого доверили перевозку Президента.

– Куда летали?

– По Беларуси. В основном смотрели сверху, как идет посевная и сбор урожая. Бывало, над Минском летали, также в Гомель и Брест.

– Было какое-то особое волнение из-за такого пассажира на борту?

– Безусловно. Ведь полет с Президентом, это как регулярный экзамен – поднять аппарат в воздух, посадить его нужно идеально с первого раза, чтобы никто не почувствовал дискомфорта. Получалось. Проработал на правительственном вертолете до 2005 года. Потом ушел из военной авиации в 45 – по выслуге лет. Стал заниматься гражданской.

– Легко пережили эти перемены?

– Что вы! Переход из военной авиации в гражданскую для меня был сложным. Я же в армии отслужил 28 с половиной лет. Привык, что там большой штат сотрудников, которые занимаются организацией полетов, и все, что лично я должен сделать, – выполнить рейс. А в гражданской авиации пришлось решать уйму параллельных вопросов. Они, конечно, связаны с моим делом, с полетами, но не напрямую. К примеру, сейчас я один занимаюсь и решением хозяйственных дел, и ремонтом вертолета, на котором поднимаю в небо туристов, и сам ищу клиентов. Это, конечно, непросто. Но зато я понял, что в гражданской авиации работа интереснее, чем в военной.

Справка

Вячеслав Коваленко — подполковник запаса, военный летчик первого класса, пилот гражданской авиации первого класса, инструктор-экзаменатор. Участвовал в боевых действиях в Афганистане, Сирии и Нагорном Карабахе. Совершил 712 боевых вылетов. Почти 10 лет работал пилотом VIP-вертолета Президента Беларуси.

Елена КРЫЛОВА

2 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте