Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Эксклюзив
Не штрафом единым: особенности и перспективы работы налоговой службы

Налоговая проверка наверняка у многих ассоциируется с неизбежностью штрафов и негативными эмоциями. Между тем основные функции этой службы – не только обеспечить своевременность поступления платежей в бюджет.

Главное – помочь плательщикам избежать тех же штрафов и пеней,  если невольные ошибки были обнаружены через годы. В преддверии профессионального праздника сотрудников налоговых органов, который отмечается 9 июля, об особенностях и перспективах их работы в современных условиях корреспондент МЛЫН.BY побеседовала с начальником Минской областной инспекции Владимиром Буршем.

Владимир Леонидович,  какие изменения  произошли в налоговой системе нашей страны за последние годы?

– Прежде всего, значительно сократилось количество платежей и упрощена процедура их взимания. Сегодня организации уплачивают 6 основных налогов: на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на добычу природных ресурсов, земельный и экологический налоги. Изменились и подходы к работе с субъектами малого и среднего бизнеса – для них предусмотрена упрощенная система налогообложения. Единый налог введен для сельхозпроизводителей, а также для индивидуальных предпринимателей. Льготные режимы налогообложения установлены для инвесторов, резидентов СЭЗ, производителей, которые работают в сельской местности и малых городах.

Плательщиков становится больше?

– Конечно, количество плательщиков растет, и наша служба максимально использует передовые технологии для создания комфортных условий для добровольного исполнения ими налоговых обязательств. Так, очень востребована система электронного взаимодействия, которая постоянно развивается. Сегодня в Минской области ею пользуются 45 тысяч субъектов хозяйствования и более 30 тысяч физических лиц. Постоянно внедряем и новые электронные ресурсы: созданы личный кабинет и центр информирования. Не выходя из дома или офиса можно в любое время получать актуальные сведения о суммах начисленных и уплаченных налогов, переплатах или задолженности  перед бюджетом. Физические лица могут получать и распечатывать извещения на уплату налогов, оплачивать их посредством интернет-банкинга, а также дистанционно записаться на прием к руководству инспекций МНС, подать заявку на получение из налоговых органов определенных документов и получить другие актуальные услуги. Количество пользователей электронными сервисами на Минщине растет и уже по сравнению с началом года увеличилось на 11%.

Как говорится, нет предела совершенству. Какие нововведения ожидают нас в ближайшем будущем?

– В этом году планируем открыть первый в области центр обслуживания с применением системы электронной очереди на базе инспекции по Минскому району. Здесь можно будет подать налоговую декларацию, получить необходимую информацию и разъяснения, осуществить административные процедуры, посетители смогут оценить уровень обслуживания. В дальнейшем такие центры планируем создать и в крупных городах центрального региона.

 Действительно, многое сделано для удобства добровольных плательщиков. Но контроль за исполнением налоговых обязательств по-прежнему остается одной из основных функций? 

– Мы помогаем уплатить налоги и тем, кто добросовестно исполняет свои обязательства, и тем, кто, мягко говоря, не намерен этого делать. А для этого  налоговые органы должны располагать максимальной информацией о деятельности субъектов хозяйствования. Сегодня мы ориентированы на дистанционный, или камеральный, налоговый контроль. Он основывается на взаимодействии с плательщиками в электронном виде, а потому снижается количество выездных проверок и со временем они будут проходить только  там, где очевидны факты нарушения законодательства. Сравните: в 2016 году проведено на 2 132 проверки меньше, чем в 2015-м.

– А как налоговые органы собирают необходимую информацию?

– Современный контроль основан на анализе имеющихся сведений о деятельности плательщиков. Поэтому непрерывно происходит автоматизация контрольных функций налоговой службы. Уже внедрена система электронного дистанционного контроля в сферах игорного и вендингового бизнеса, активно развивается система контроля кассового оборудования, которая позволяет получать в режиме реального времени информацию о выручке плательщиков. Ну и самый масштабный проект – внедрение с 1 июля прошлого года механизма функционирования электронных счетов- фактур по налогу на добавленную стоимость.

– Об электронных счетах-фактурах много говорилось в средствах массовой информации.  Каков результат их введения?

– С одной стороны, год – достаточно длительный период, но учитывая, что первые полгода был так называемый “переходный период”, который позволял плательщикам отработать этот механизм для минимизации ошибок в будущем, правильно будет говорить о полноценном функционировании счетов-фактур с января 2017 года. Мы много работали, чтобы максимально информировать плательщиков: проводили встречи, семинары, практические занятия, прямые линии. Основная цель введения этого механизма – оперативное предотвращение незаконных схем, связанных с возвратом НДС из бюджета.  Налоговыми органами в режиме реального времени сопоставляется информация, представленная плательщиками, со сведениями из других источников. Если есть расхождения – сообщаем о необходимости исправления либо доплате налога в бюджет. За 4 месяца этого года плательщикам направлено почти 2 тысячи уведомлений. Сумма налога, подлежащая доплате, составила 2,5 млн рублей, а сумма НДС, подлежащая возврату из бюджета, уменьшена на 2,7 млн рублей.

– Как вы охарактеризовали бы современного работника налоговых органов?

– Собирать бюджет страны – это ответственная и почетная работа. Сегодня, несмотря на тенденцию к автоматизации многих процессов и переход на бесконтактное взаимодействие с плательщиками, психологическая нагрузка на налоговых инспекторов достаточно сильна. Это требует высоких профессиональных и моральных качеств и навыков. Работники налоговых органов прежде всего ответственные профессиналы, которые прилагают максимум усилий, чтобы казна была полна и государство могло гарантировать социальную защищенность граждан.

Дополнительная информация: 

На учете в Минской области состоит 33,3 тысячи организаций и 787 тысяч физических лиц, в том числе 36 тысяч индивидуальных предпринимателей. За прошедшее пятилетие количество организаций, состоящих на учете  в инспекциях области, выросло на 26%, а индивидуальных предпринимателей – на 20%.

За январь – май этого года в бюджет Минской области поступило 1104,2 млн рублей налогов и неналоговых платежей. Это составляет 12,2% доходов бюджета республики, а по величине уступает только Минску.

Наибольшие суммы поступают в бюджет области от перечисления подоходного налога из доходов физических лиц – 24%, налога за добычу соли калийной 16%, налога на прибыль – 15%, налога на добавленную стоимость – 8%, акцизов – 6%, налога на недвижимость – 4%.

Елена ВИКТОРОВА

 

1 1

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте