Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Люди, Регион
Наталья РОМАНОВА: «Надо больше доверять детям!»

Она — основатель, бессменный руководитель, автор уникальных методик и идейный вдохновитель первого в стране Детского музыкального театра. За 20 лет ее Школа мюзикла «Ревю» помогла раскрыть таланты тысячам выпускников, собрала богатый урожай наград и получила признание на международном уровне. Наталья Романова рассказала корреспонденту МЛЫН.BY о своей работе с детьми, творчестве, мечтах и секретах счастливой жизни.

—  Наталья Борисовна, вы помните, как все начиналось? Откуда вообще взялась идея создать музыкальный театр?

— Все начиналось с малого. И стало девизом нашего театра: «Все начинается с малого». Будучи маленькой девочкой, я занималась музыкой, пела в хоре, и мне тогда очень не хватало каких-то движений, артистизма. Мне казалось, что я нелепо выгляжу на сцене, и я мечтала, чтобы кто-нибудь мог бы подсказать — как правильно. Думала: а хорошо бы, если бы мне помогли, как в сказке: появляется такая атмосфера, команда, которая из простого человека может сотворить нечто необыкновенное, интересное, харизматичное. Об этом думала еще в детстве. Закончила сначала музыкальное училище, а потом и университет культуры и поняла, что работать с детьми — мое. Моя мама педагог, бабушка напрямую связана со школьным и дошкольным образованием. Я попробовала, и у меня не просто получилось, а очень удачно получилось: появились награды различные, признание как педагог. В первую очередь — вокалист. Я видела еще, когда училась в университете, что проекты мои имеют успех, значит — надо продолжать дальше. Поняла, что пришло время воплощать в  жизнь свою детскую мечту. Такие мысли всегда были на уровне подсознания, но именно мои первые успехи стали толчком к созданию подобного проекта.

— То, что создано за все эти годы, — предел мечтаний? Или остались нереализованные задумки?

— Если бы я разучилась мечтать, я бы разучилась и творить, и развиваться. Это, конечно, не предел мечтаний. Мне бы хотелось, чтобы развивалась сама идея театра. Она приносит людям пользу. Я вижу, как растут и совершенствуются дети, как они обучаются добру, творчеству, — этого так не хватает в сегодняшнем мире, где люди зачастую озлоблены. У нас на представлениях и со зрителями в зале происходит некая трансформация. Мы видим их эмоции: как будто даем людям таблетку добра. Приходит понимание, что работаем в правильном направлении. Конечно, хотелось бы, чтобы и в дальнейшем, даже если какие-то мои личные планы изменятся, театр развивался. При этом не только в Минске, но и за его пределами. Мне бы хотелось создать первую детскую Академию мюзикла на постсоветском пространстве. Этот жанр уникальный! Но, к сожалению, в нашей стране к нему пока относятся несколько скептически, плохо с ним знакомы. Надеюсь, что скоро ситуация изменится.

— Сегодня многие родители хотят, чтобы их дети творчески развивались чуть ли не с младенческого возраста. Появились всевозможные студии, театры, школы, центры… Как вы выживаете в таких условиях?

— Мы просто делаем свое дело и не боимся конкуренции. Мы первые на рынке внешкольных услуг такого формата. Это частный музыкальный детский театр. Всеми нашими разработками пользуются и наши коллеги. Конкуренция не страшна, когда команда уверена в себе. Детей хватает. Самое главное — чтобы в нашей сфере не было антирекламы. Потому что, действительно, создается много коллективов-однодневок. Несерьезно подходят к этому взрослые люди. Соответственно, таким образом, мешают хорошим коллективам: можно сказать — делают антирекламу в нашей сфере. За мой век много открывалось музыкальных театров и многие закрывались, буквально не проработав и года. Поэтому я не боюсь конкуренции. Я думаю, как дальше развивать театр и делать свое дело.

— Современных детей и подростков часто ругают: дескать, мы такими не были, с ними очень трудно найти общий язык…

— Я не могу сказать, что они сложные. Они привыкли общаться со взрослыми на равных. Просто мы с какой-то такой своей позиции воспринимаем детей как низшую прослойку. Почему-то взрослые считают, что мы должны ими командовать, руководить, навязывать свою точку зрения. Мое мнение такое: взрослые не совершенны, и, наверное, именно в поступках и каких-то мыслях детей есть некая подсказка — что нужно делать  взрослому. Нужно прислушиваться к мнению ребенка, потому что он чист. Его мир, его мозг еще не засорены, как у взрослых, и они подскажут, что ему нужно. Надо больше доверять детям! Вот и все. Как только мы начнем с детьми общаться на равных — с позиции коллеги, друга, тогда и будет взаимопонимание, и прекрасные взаимоотношения, и успех. И еще что касается детей: с ними надо играть. Играть бесконечно. Да что говорить о детях — родители активно включаются в любые наши интерактивные игры, и с большим удовольствием вовлекаются в этот процесс. Мы, взрослые, просто не доиграли. Тем более в наш такой активный век, когда забывается, что такое прятки, что такое игра на улице, — детям этого просто не хватает. А театр — это мир игры. Через игру детям преподносится материал, и они очень активно его схватывают.

— Дети детьми, но и с современными родителями тоже не все так просто. Не каждый готов смириться с мыслью, что его ребенок гарантированно не станет «звездой».

— Все люди абсолютно разные. Родители наших детей — уважаемые и, как правило, постоянно занятые. И я, как занятой человек, постоянно наблюдаю за успехами  своего сына: Антону 12 лет исполнилось, и у меня иногда возникает чувство вины, что я где-то не доработала, не уделила достаточно внимания, не доучила именно его. И я, конечно же, ищу различные варианты: кто бы мне мог помочь? Думаю, именно по этой причине родители изначально обращаются к нам: за помощью. Потому что, опять же, в этот суматошный век они просто физически не успевают успеть все и некие свои обязанности перекладывают на нас. Да, многие считают: мы оплатили обучение — вы нам должны. К сожалению, это не совсем так. Родителей никто не отменял, и в любом случае основы воспитания закладываются в семье. Сколько бы мы это ни обсуждали. Семья и — в первую очередь — личный пример родителей. Педагоги, конечно, могут дать некое вдохновение, новое направление развития, ориентир, но все равно изначально все исходит от семьи. Поэтому родителям я всегда советую не снимать с себя полномочий. Творчески развить ребенка мы поможем: и выявить его способности, и попытаться реализовать их — они есть у каждого без исключения. Но родители не должны себя сбрасывать со счетов, должны выделять время для своих детей.

— А у вас не было соблазна направить все силы на развитие таланта только своего сына? Ставить под него спектакли, давать главные роли, сделать его «звездой»?

— Звездой — нет. На данном этапе я даю ему возможность все попробовать. Он ищет себя, и я не возражаю. Чем он желает заниматься — тем и занимается. Сейчас он увлечен диджеингом, практикуется  в студии, гоняет на картинге, занимается английским языком… И если что-то найдет для себя новое, я, конечно же, всячески его буду поддерживать и направлять. Мое основное условие: начал — закончи. Не просто перепрыгивай с кочки на кочку, а доведи дело до логического завершения. Для того, чтобы понял, осознал этот путь: это твое или не твое. А театр сын посещал всегда, и выступал на сцене. У него это успешно получается: у Антона абсолютный музыкальный слух, и, конечно, было бы большое музыкальное будущее. Он по сути своей актер и вообще неординарный парень. За чтобы он ни взялся — у него все получается. Но пока, как он сам выражается, «не публичная личность». Пусть пробует. Если захочет стать актером — я ему в этом тоже помогу. А «звездой» — нет. Я заметила, что детям, которые полностью реализуются в детстве, не хватает запала на взрослую жизнь. За 20 лет работы появилось у меня такое мнение. Я считаю, что все должно гармонично складываться, развитие должно быть постепенным. Если ребенок в каких-то моментах не дотягивал в детстве, не полностью себя проявил, то у него остаются силы на взрослую жизнь. Там он обязательно себя проявит. Потому что все наши желания идут из детства.

— А почему вы решили заниматься именно мюзиклом? Мягко говоря, это не самый легкий жанр даже для состоявшихся актеров, а у вас дети на сцене творят настоящие чудеса.  

— Во-первых, я сама воспитана на детском мюзикле. Сейчас, к сожалению, многие фильмы советского периода незаслуженно забыты. Это же музыкальные фильмы-мюзиклы! Тот же фильм Рыбникова «Про Красную Шапочку», и «Приключения Петрова и Васечкина», «Мама», «Мэри Поппинс, до свидания» — можно бесконечно их перечислять. А какие замечательные мультфильмы были у нас в детстве! Это же все мюзикловые вещи! И как же можно отделить музыку от движения? Ведь одно без другого — ничто. Я, как вокалистка, могу сказать одну вещь: если тело не поет — не поет и голос. Его нет. Должна работать каждая клеточка организма — это наш инструмент. И надо быть убедительным на сцене, ярким, харизматичным актером. Это все дает мюзикл — жанр музыкального театра. Это синтез трех направлений: актерского мастерства, хореографии и вокала. Сейчас уже никто на сцене не удивит только лишь хорошим голосом. Если человек ничего из себя не представляет внешне, не харизматичен, не интересен как личность, то какой бы у него ни был голос — его не будут слушать. Потому что фальши на сцене никто не любит.

— Вы принимаете в свой театр только детей из столицы?

— У нас уникальные дети воспитываются. Многие приезжают из пригорода: из Фаниполя, из Мачулищей. Звонят, спрашивают: а можно мы будем к вам приезжать? Желание у людей есть. Из Борисова к нам ездят, а она одна семья попросту переехала в столицу, чтобы ребенку было удобнее посещать наши  занятия.

— Так может, пришло время подумать об открытии филиалов вашего театра мюзикла в райцентрах Минщины?

— Я думаю, мы начнем не с филиалов, а с неких мастер-классов. У меня есть планы в следующем году организовать фестиваль музыкальных театров и учредить детскую премию. Это очень интересный проект, и я надеюсь, у нас он получится. И в его рамках мы проведем мастер-классы, благодаря которым будет популяризироваться наша школа и школа мюзикла в целом. В этом проекте смогут поучаствовать все дети Беларуси и не только. Если у нас все получится, вот тогда мы будем говорить о так называемых филиалах. Потому что наших педагогов уже много. Они по всей стране разъехались, живут. Мы их учим, в определенный период они меняют свои жизненные планы — выходят замуж и т.д. — и уезжают. То есть потенциал для открытия таких филиалов есть. Но мы хотели бы узнать, насколько они будут нужны.

— Неужели за столько лет вам не наскучила ваша работа? Вы не устали? Не возникает желания заняться чем-то другим?

— Многие люди говорят, что работа с детьми — это не престижно. А я считаю, что это самое лучшее, что может быть в нашей жизни. Это почетно, достойно, и я наслаждаюсь своей работой. Дети — самые чистые, самые добрые, самые искренние создания, и мне очень нравится плавать в море их признания, любви, обаяния. Ничего другого я не хочу. У меня просто такая работа: не скучная и любимая, а это для каждого человека важно. Через любимую работу я реализую все свои планы. Чего ни коснись. Хотела быть художником-модельером — я могу сейчас в своем театре реализоваться как художник по костюмам. Хотела стать вокалистом — пожалуйста! Хотела стать бизнес-леди так называемой — я могу реализовать сейчас свои интересные бизнес-проекты. Написать книгу — пожалуйста. Да все что угодно! Моя работа настолько интересная и многогранная, что устать от нее невозможно. Можно просто физически устать, но не от своего любимого дела. Если я чувствую, что моя энергия в какой-то степени иссякла, — мне нужно что-то поменять. И вот пожалуйста: учреждаю новый конкурс или еду учиться. Жизнь только на театре не останавливается. Я в нем подпитываюсь, нахожу новые идеи, мысли и новые проекты.

Алена КОРЕНЕВСКАЯ

Фото из личного архива Натальи Романовой

 

12 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте