Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Попурри, Регион
История создавалась здесь: экскурсия по местам пролетарской революции

Петербург хорош в любое время года. Это мое твердое убеждение не могли поколебать ни мрачный и холодный витебский вокзал, к перрону которого мягко подкатила наша фирменная «Звязда»; ни нахмуренное раннее октябрьское утро с пронизывающим ледяным ветром. Привет, город, любимый с детства! Здравствуй, колыбель революции!

Ровно через сто лет после событий, потрясших весь мир, корреспондент МЛЫН.BY побывал в городе на Неве.

Сто лет. А как вчера…

25 октября центр Санкт-Петербурга просыпался как-то вяло и поздно даже по минским меркам. Удивился, не обнаружив привычных утренних заторов: транспортный поток тек небыстро, но уверенно. В многочисленных столовых (да-да, они тут встречаются довольно часто и видны издалека), булочных, бутербродных, шавермах лениво зажигались огни… Очередной рабочий день начинался неторопливо, основательно.

Невообразимо представить, что ровно сто лет назад здесь все бурлило, кипели страсти на последней грани человеческих возможностей и, по сути, решалась судьба не только страны, но и всего мира. Образно говоря, Русская революция его перевернула. Не зря историки в унисон твердят, что все происходившее в дальнейшем было ответной реакцией на случившееся в те месяцы и дни в городе на Неве.

Основные события разворачивались в самом центре российской столицы – в Зимнем дворце. Главная резиденция Романовых, даже превращенная в гигантский госпиталь, все еще оставалась символом императорской власти. Именно сюда пришли революционные массы в феврале 1917 года и именно здесь было арестовано Временное правительство в октябре 1917-го.

Сейчас в этом здании, как известно, располагается Государственный Эрмитаж. Присоединение Зимнего дворца к придворному музею – Императорскому Эрмитажу, превращение его в национальный и один из крупнейших музеев мира тоже можно считать революционным завоеванием. Наследство досталось внушительное, ведь к 1917 году Императорский Эрмитаж был одним из лучших музеев Европы и насчитывал более 700 тысяч экспонатов. По заказам российских правителей приобретались работы выдающихся мастеров, а также лучшие частные коллекции.

В дни Февральской революции Эрмитаж закрыли для публики. Революцию и отречение Николая II от власти здесь приняли с воодушевлением. Но вот Октябрь и Советскую власть с совершенно новыми принципами собственности сотрудники Эрмитажа переживали как какой-то кошмар, считая новую власть захватнической.

Мы уже знали, что Государственный Эрмитаж к 100-летию Русской революции подготовил масштабный проект под общим названием «Штурм Зимнего». Собственно, участие в открытии ряда тематических выставок, знакомство с экспозицией и было нашей целью.

– Это великое событие, – заявил в эксклюзивном интервью «МП» генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, говоря о Русской революции. – Об этом мы заявляем, знаем. Но как это происходило на самом деле, что ощущали тогда люди, совсем не подозревая, что участвуют в судьбоносных событиях? Ответ на этот вопрос мы искали, готовя столь масштабный проект.

На мою реплику о том, что красным днем календаря Октябрьская революция на пост­советском пространстве осталась только в Беларуси и Кыргызстане, Михаил Пиотровский заметил:

– Можно радоваться или не радоваться, обводить эту дату любым цветом, но она не рядовая и всегда была одной из самых значительных.

Центральным событием эрмитажевского проекта стала выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», которую открыли при огромном стечении публики. Устроители сделали все возможное, чтобы у посетителей даже малейших сомнений не возникло в том, что название это отнюдь не претенциозное, а основано на конкретных исторических фактах. Иорданская галерея и Иорданская лестница предстали такими, какими их еще никто не видел: в кумачовом убранстве революционных плакатов, предваряющих основную экспозицию. Она развернулась в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца – от Иорданской галереи на первом до Малой столовой на втором этаже. Экспозиция включает более 350 предметов из ведущих российских музеев и архивов. В одном из залов выставки представлены уникальнейшие документы, поставившие точку в истории российской монархии: об отречении Николая II от престола в пользу брата – великого князя Михаила Александровича и акт о непринятии престола до решения Учредительного собрания о государственном устройстве, которое на следующий день, 3 марта, тот под давлением подписал. Таким образом свершилась Февральская революция.

А вот и дневник Николая II с описанием событий столетней давности… В день отречения он пишет: «Кругом измена и трусость и обман».

Изображение и экспликация, видеопроекции и экспонаты как на стене, так и во встроенных витринах – впервые в Эрмитаже, по словам организаторов, создали подобный синтез памятников, света, звука и визуального ряда, и это, безусловно, усиливало впечатление.

Отдельного внимания заслуживала еще одна выставка – «Печать и революция. Издания 1917–1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа». Почему? Дело в том, что издательская деятельность после революционного переворота – один из самых интересных периодов в истории книжного дела России. Параллельно существовали как старые дореволюционные, пока не национализированные издательства и типографии, так и стремительно возникавшие новые организации – государственные, частные, кооперативные. Одним из первых законодательных актов Советской власти был Декрет о печати от 27 октября 1917 года, который предписывал закрывать контр­революционные органы печати и вводил ограничения в отношении «классово чуждых» издательств, периодических изданий и книг. Немудрено, что большинство издательств существовало недолго. Тем не менее в библиотеке Эрмитажа хранится около 2000 экземпляров книг, изданных в 1917–1922 годах.

Исключительно интересны иллюстрированные сатирические журналы 1917 года. Они были очень популярны в России еще перед Февральской революцией. Издания живо и остро реагировали на события политической и общественной жизни, публиковали злободневные фельетоны и карикатуры. Но вскоре после Октября исчезли. Видимо, новой власти был ни к чему критический взгляд на суровую действительность…

Что тебе снится, крейсер «Аврора»?

– Порядок должен быть во всем, – сказал командир Краснознаменного ордена Октябрьской Революции крейсера «Богуслава Аврора» капитан третьего ранга Артем Знаменщиков, выравнивая на столе чуть ли не по ранжиру репортерские диктофоны. После  пронизывающего холодного балтийского ветра на верхней палубе в кают-компании корабля было тепло и уютно.

Оказывается, на историческое место у Петроградской набережной легендарный крейсер вернулся чуть больше года назад – после масштабных ремонтно-восстановительных работ, проводившихся на Кронштадтском морском заводе с 2014 года. По словам Артема Знаменщикова, было четкое указание министра обороны России: как можно больше реставрации, как можно меньше новодела. Нынешняя «Аврора» на 78 процентов состоит из исторических элементов. В частности, орудия на верхней палубе полностью восстановлены. Кормовую часть корабля, как и прежде, украшает герб СССР.

Новую жизнь вдохнули и в музей. Он расширился до 6-ти экспозиционных залов, появилось много мультимедийных «фишек». Экскурсоводы на «Авроре» теперь работают с планшетами, ловко управляя техническими новшествами.

31 июля 2016 года в 11.29 на крейсер боевой славы «Аврора» поднялся Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации Владимир Путин. Он обошел верхнюю палубу корабля, высоко оценив итог восстановительных работ.

Заведующий филиалом Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» капитан второго ранга запаса Николай Авраамов сообщил, что за год с небольшим после ремонта тут приняли полмиллиона посетителей. Ежедневно на «Авроре» бывает 2–3 тысячи экскурсантов. Как видно, интерес к славному прошлому крейсера не иссякает…

У «Авроры» удивительная судьба. В этом году исполнилось 120 лет с момента закладки корабля. Он прошел через пожары Русско-японской войны, участвуя в Цусимском сражении, Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Но крейсер сегодня – не просто музей. Он имеет статус корабля №1 ВМФ России и входит в состав бригады кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Матросы ежедневно, согласно военно-морскому церемониалу, торжественно поднимают Андреевский флаг, гюйс (носовой флаг судна, обозначающий государственную принадлежность. – Авт.).

Раньше «Аврора» числилась учебной базой нахимовского училища, которое находится напротив. Сегодня ситуация изменилась, но на корабле по-прежнему действуют боцманский и такелажный классы, где нахимовцы изучают устройство ко­рабля и сигнальное дело, разбирают прочие тонкости военно-морского искусства. Как подчеркивают корабельные офицеры, с ребятами они не просто соседи, но и боевые друзья.

На крейсере служат 4 офицера, 5 мичманов и 14 матросов по призыву, чем командир Знаменщиков чрезвычайно гордится. По его словам, на «Аврору» тщательно отбирают лучших матросов с высшим образованием, руководствуясь принципом «чем глубже в деревню и дальше в село, тем лучше». Капитан третьего ранга полагает, что простые ребята, прошедшие службу на корабле в центре Санкт-Петербурга, будут всегда гордиться этим на своей малой родине. И, видимо, служить на историческом крейсере действительно престижно, раз сам губернатор Георгий Полтавченко обратился к командованию флота с предложением дать такую возможность и петербуржцам.

Военные моряки несут суточную вахту и вахту у действующих механизмов. Во время ремонта на крейсере установили современнейшие системы жизнеобеспечения, и теперь «Аврора» 14 суток может находиться на полном автономном обеспечении.

На корабле также есть гражданские служащие, они обеспечивают работу музея.

Командир «Авроры» рассказал, что обсуждался вопрос, может ли крейсер выходить в море и, к примеру, в День Военно-морского флота становиться на рейд. По словам Знаменщикова, это возможно, но все-таки от затеи отказались. По ряду причин.

В середине восьмидесятых, по царским чертежам воссоздав подводную часть крейсера, состыковали ее с исторической частью. Но одно дело, если корабль стоит на спокойной невской воде, и совсем другое –  если даст 12–14 узлов собственного хода. Как поведет себя сварной шов, специалисты просчитать не могут. Во-вторых, для допуска корабля к морю нужно установить сложную инженерную технику – различные антенны, средства спасения и т. д. А это изменит историческую архитектуру корабля. И, наконец, многочисленные туристы, делегации…

– Санкт-Петербург осиротеет, если «Аврора» выйдет в море, – эмоционально среагировал Николай Авраамов. Он подчеркнул, что крейсер уже давно стал символом российского флота и кораблестроения, Санкт-Петербурга.

А как же революционное прошлое и, собственно, тот факт, что именно холостой выстрел из бакового орудия «Авроры» послужил сигналом к началу штурма Зимнего? На это Николай Георгиевич дипломатично заметил, что все очень неоднозначно: существуют различные, самые невероятные версии относительно роли «Авроры» в событиях 1917 года. Оспаривается даже тот факт, что такой выстрел был. Нет, это не миф, по его мнению, а скорее легенда, преподнесенная как нечто невероятное.

И вообще, полагает бывший командир военного корабля, а ныне музейный работник, в 120-летней славной истории крейсера события 1917-го занимают совсем небольшой временной промежуток, и вряд ли «Аврору» можно считать символом революции. Поэтому миссию музея Авраамов видит в том, чтобы люди выходили из него с уверенностью, что Россия – не страна казнокрадов, пьяниц и бездельников, а держава с великой историей, флотом и великими предками и что у нее есть несомненная историческая перспектива.

Девятого ноября крейсер боевой славы впервые посетят представители царской династии. Молебном за всех погибших в революционном горниле будет поставлена символическая точка в борьбе красных с белыми.

И все же, что тебе снится, крейсер «Аврора»? Этот вопрос почему-то еще не кажется риторическим…

Игорь ГОНЧАРУК

Минск –  Санкт-Петербург – Минск

 

6 1

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте