Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области, Регион
Маленькая Франция в Смиловичах. Музей «Пространство Хаима Сутина» готовится к 125-летию художника

Хаим Сутин — художник мирового масштаба. Его уникальные полотна украшают лучшие музеи Америки, Европы, их приобретают коллекционеры за десятки миллионов долларов. Сутина называют ярчайшим представителем «Парижской школы», но мало кто знает, что родом он из небольшого местечка Смиловичи. Там он провел детство и именно там сегодня находится единственный в мире музей, созданный в его честь.

Выставочные залы «Пространства Хаима Сутина» открылись в  Смиловичском центре творчества детей и молодежи 10 лет назад.

— До этого немногие смиловичане  знали о таком художнике, — говорит Светлана Хасеневич, руководитель музея. — Но благодаря Владимиру Григорьевичу Счастному, тогдашнему председателю Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в РБ, и Надежде Михайловне Усовой, на тот момент заместителю директора Национального художественного музея, которым принадлежит концепция создания «Пространства Хаима Сутина», жители Смиловичей открыли для себя этого выдающегося мастера.  И теперь очень гордятся тем, что являются его земляками.

Воплощать идею Счастного и Усовой в реальность помогала дизайнер Надежда Кухаренко. Ей удалось создать очень современное, но при этом камерное, уютное выставочное пространство с парижским флером.

— Почти все экспонаты музея, помимо репродукций картин, — подарки неравнодушных людей, — отмечает Светлана Яковлевна.

Экспозиции музея располагаются в трех залах. В первом можно узнать о детстве и юности Сутина, второй стилизован под парижское кафе, в котором любил проводить время художник, а третий посвящен  творчеству еще одного живописца, родившегося в Смиловичах, Файбиша-Шраги Царфина. В детстве он дружил с Хаимом, и только благодаря ему сохранились  воспоминания о раннем периоде жизни Сутина в Смиловичах.

Родился Хаим Сутин 13 января 1893 года в бедной еврейской семье. Он был десятым ребенком Залмана и Сары Сутиных. Их дом на сегодняшней улице Республиканской (ранее Минской), к сожалению, не сохранился,  — рассказывает руководитель музея. — Хаим увлекся рисованием с детства, но родные не поддерживали его увлечение  искусством.

Первым, кто заметил и оценил талант маленького Хаима, был Леон Ванькович (владелец Смиловичей). Мальчик рисовал картины углем в его парке, и Ванькович решил дать ему денег на художественные принадлежности. Хаим начал творить еще усерднее, что совсем не радовало его отца, занимавшегося швейным ремеслом. Залман Сутин, будучи хорошим портным и очень религиозным человеком,  хотел, чтобы сын продолжил его дело или же стал раввином. Но Хаим надежд отца не оправдал. Он рисовал друзей, соседей и  родных, за что ему, конечно, доставалось. Однажды даже изобразил на одном из своих полотен раввина. Сын священнослужителя пришел в ярость и жестоко избил мальчишку. Дошло до вмешательства полиции и судебного разбирательства, в результате Хаиму выдали компенсацию за телесные повреждения — 25 рублей.

В 15 лет Сутин покинул родительский дом и поступил в художественную школу Якова Крюгера в Минске. В свободное от учебы время успевал подрабатывать в фотоателье помощником ретушера. В экспозиции второго зала музея есть фотоаппарат тех времен.

—  Он неплохо зарабатывал, ведь тогда услуги фотоателье пользовались огромным спросом. И, возможно, на заработанные там деньги Хаим отправился учиться дальше, в Вильно. — замечает Светлана Хасеневич.

В рисовательной школе академика Ивана Трутнева в Вильне Сутин проучился около трех лет. А после, вслед за своими друзьями, Михаилом Кикоином и Пинхусом Кременем, уехал в Париж.

— В нашем музее есть анкета, которая в те времена заводилась на любого эмигранта. Оригинал ее до сих пор хранится в архивах одного из полицейских участков Парижа. Так вот, в анкете Хаима Сутина в графе «Место рождения» были указаны Смиловичи, — рассказывает руководитель музея.

По примеру других художников, съезжавшихся в Париж, своим пристанищем Сутин выбрал богемный «Улей» — коммуну гениальных бунтарей.

— Первые десять лет во Франции Хаим Сутин жил в нищете, — продолжает Светлана Яковлевна. — Продавал свои картины за копейки. Благо парижские друзья, среди которых был Модильяни, заботились о нем, считали гением.

В 1922 году произошел ключевой момент в жизни Хаима Сутина. Американский коллекционер Альберт Барнс купил 52 его работы. Талантливый смиловичанин в один миг заработал 10 тысяч франков и получил мировую известность.

Однако  во время войны его банковские счета были заморожены. К тому же дали о себе знать недуги, следствие долгих лет нищеты, — у Сутина обнаружилась язва желудка.

— В то время Хаиму нужно было пить как можно больше молока, за которое он расплачивался  картинами. Интересно, что одна из молочниц, будучи  простой женщиной, не приняла в качестве оплаты работу Сутина, ответив: «Зачем мне эта мазня!».

Творческий стиль Хаима Сутина многие определяют как абстрактный  экспрессионизм. Но сам художник не причислял себя ни к одному из авангардных течений тех лет. Он многое заимствовал у своего кумира — Рембрандта. Но даже когда пытался копировать, все равно привносил что-то свое, уникальное.

— Подражая Рембрандту, Хаим Сутин рисовал туши животных.  Он писал их только с натуры: покупал, вывешивал в мастерской, для большего эффекта поливал кровью. Соседи жаловались, вызывали полицию.

— В последние годы Хаим много рисовал детей. Сам он официально детей не имел. Но была дочь, которую Сутин  не признал. Художник был убежден, что не может иметь потомство. Он отказался от малышки, рожденной Деборой Мельник. Девочка, удочеренная другим отцом, узнала, что она дочь Сутина, гораздо позже. А доказала его  отцовство только после смерти художника, когда появилась возможность провести анализ ДНК.

В последний пусть в оккупированном Париже Хаима Сутина провожали в 1943 г. Проститься с ним на кладбище Монпарнас тогда пришли Пабло Пикассо, Мари Оранш, Жан Кокто и др.

— Хаим Сутин был и остается величайшим художником мирового уровня, — говорит руководитель музея. — Во Франции бережно хранят память о нем.

К примеру, дом, который Сутин снимал в небольшом городке Ле-Блан, до сих пор существует. Нынешние хозяева сохранили и старый сарай, на фоне которого были написаны несколько работ Хаима Сутина.

В Ле-Блане есть улица имени Сутина. В деревеньке Шампиньи, где  художник находился  во время оккупации, для туристов  проводят экскурсии: показывают дом, где жил Сутин, ателье, где шила платья его любимая женщина Мари-Берт Оранш. В Шампиньи он прожил около двух лет, в местной мэрии устраивают выставки в его честь. А в Париже, на Монпарнасе, есть кафе «Ротонда», в котором часто засиживался Сутин. И теперь оно считается элитным. Я слышала, что в этом году, когда господин Макрон был избран президентом Франции, свою победу он праздновал  именно в «Ротонде».

Поэтому  здесь, в Смиловичах, творчество Сутина объединяет  очень многих людей, которые помогают нашему музею. И я сама занимаюсь продвижением «Пространства Хаима Сутина» на родине художника.

На сегодняшний день подлинники работ Сутина в  Беларуси есть только в корпоративной коллекции Белгазпромбанка, где  самая дорогая картина — «Ева» стоимостью $1 млн 805 тыс.

Фото: Александр Алексеев и Олег Лукашевич

Благодаря их спонсорской помощи в г.п.Смиловичи открылся арт-центр «Улей», названый в честь того самого парижского «Улья».

— Он открылась год назад. Очень хотелось, чтобы наши ребята стали такими же выдающимися мастерами, как Сутин и художники «Парижской школы», — говорит  руководитель музея. — Для этого есть все возможности. Спонсируются  дорогостоящие познавательные мероприятия. Практически каждую субботу дети выезжают на экскурсии либо в рамках студии посещают мастер-классы известных деятелей искусств. Не так давно мы были на выставке работ Хаима Сутина в Москве. По возвращении многие наши воспитанники стали рисовать в его стиле. Даже мой портрет, — улыбается Светлана.

— В этом году мы также планируем организовать выставку работ наших студийцев во Франции, в местечке Шампиньи, где жил Сутин, где его любят и почитают. Это очень важный шаг к новым достижениям маленького смиловичского «Улья».

Рыба и помидоры СутинаРаботы  Альховик Анастасии (зеленая картина) , Авраменко Александры

13 января мир искусства празднует 125-летие со дня рождения Хаима Сутина. А в феврале смиловичский музей будет отмечать свое десятилетие. Двойной праздник и двойной повод посетить уникальное «Пространство Хаима Сутина», где можно прогуляться по залам атмосферной экспозиции под мелодии  Парижа с чашечкой свежезаваренного кофе в стиле La Rotonde, которым угощают посетителей музея.

Юлия ХОЛОДИНСКАЯ

Фото Павла ОРЛОВСКОГО

6 4

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте