Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области, Регион, Эксклюзив
История доспеха, или Как сотрудники музея-заповедника «Несвиж» искали тайно вывезенные экспонаты

Команда историков из музея-заповедника «Несвиж» нашла сотни доспехов и оружия Радзивиллов, тайно вывезенных из дворца в начале прошлого века. Один из экспонатов самой крупной в Восточной Европе коллекции – немецкий полудоспех XVI века – удалось вернуть в Беларусь. Изображение этого доспеха украсило обложку книги-альбома «Несвиж. Дворцово-парковый ансамбль. Собрание оружия и доспехов», за издание которой, а также за значительный вклад в сохранение исторического наследия Беларуси заместитель директора музея-заповедника Сергей Егорейченко по итогам 2017 года отмечен премией Президента.

В 2012 году сотрудники музея-заповедника «Несвиж» под руководством заместителя директора Сергея Егорейченко начали работу над проектом по изучению коллекции доспехов и оружия Радзивиллов. Совсем скоро специалисты пришли к выводу, что эта тема в Беларуси практически не изучена, а коллекция на самом деле гораздо более масштабная, чем было принято считать до этого. К началу XX века она насчитывала сотни экспонатов и была самой крупной и одной из значимых в Восточной Европе.

Большинство экспонатов сохранилось в различных музеях по всему миру, но в каких – Сергею Егорейченко и его коллегам только предстояло узнать. Результатом пятилетней работы стала книга-альбом «Несвиж. Дворцово-парковый ансамбль. Собрание оружия и доспехов».

Три выдающихся доспеха Сиротка подарил эрцгерцогу Фердинанду для создания пантеона рыцарской славы

Коллекция доспехов и оружия – ровесница Несвижского дворца. Она начала создаваться в XVI веке при князе Николае Христофоре Радзивилле Сиротке. К сожалению, информации о том, что она собой представляла в то время, у историков практически нет. Доподлинно известно лишь о трех выдающихся доспехах, которые покинули замок. Их Сиротка подарил эрцгерцогу Фердинанду, когда узнал, что тот задумал создать в своих владениях пантеон рыцарской славы. Первый из доспехов принадлежал самому Сиротке, второй – Николаю Радзивиллу Рыжему, третий, который считается одним из самых выдающихся примеров оружейного дела XVI века, – Николаю Радзивиллу Черному.

На протяжении нескольких веков состав коллекции неоднократно менялся. Экспонаты продавались, покупались, дарились и реквизировались. Значительная их часть была вывезена после разграбления замка шведами в 1706-м, затем – в 1813 году. Впоследствии Радзивиллам удалось вернуть лишь часть предметов.

– Советско-польская и Первая мировая войны, Рижский мирный договор… В начале XX века, чтобы сохранить коллекцию, ее приходилось перевозить в Варшаву и назад, в другие места хранения. При этом списки экспонатов не составлялись: в то время у Радзивиллов было много других, более важных забот. Более того, Альбрехт Радзивилл не имел ни сил, ни средств управлять всей ординацией так, как делали это его предшественники в XVIII веке, хотя он и предпринимал различные попытки, – говорит Сергей Егорейченко.

Альбрехт Радзивилл, вероятно, подделал таможенные декларации, предметы из коллекции вывозились под видом металлолома

В 20-х годах XX века Альбрехт пригласил в Несвиж эмиссара нью-йоркского музея «Метрополитен» Стивена Грансцау, чтобы тот провел оценку и каталогизировал коллекции Радзивиллов. Известный оружиевед, который в это время путешествовал по Европе и искал экспонаты для пополнения формирующейся коллекции музея, с радостью согласился. В награду за свою работу он получил несколько предметов из этой коллекции.

Когда Грансцау покинул Несвиж, информация просочилась в польскую прессу, и поднялся серьезный скандал. В газете «Курьер Виленский» вышла заказная статья с заголовком «Бесценное сокровище из Несвижа вывезено как не имеющее ценность железо».

– Информация о том, что Грансцау вывез из Несвижа пять полных комплектов доспехов, не имела подтверждения. Мы с уверенностью можем сказать, что это были лишь разрозненные элементы различных доспехов, которые сейчас хранятся в музее «Метрополитен», – утверждает Сергей Егорейченко.

Тем не менее скандал разгорелся нешуточный, особенно если учесть, что Альбрехт подобной сделкой все же нарушил несколько законов, регламентирующих охрану культурного наследия. Чтобы Грансцау мог вывезти подаренные ему элементы, не без помощи Альбрехта были подделаны таможенные декларации, и предметы вывозились как металлолом. Он также нарушил закон об ординациях, который запрещал отчуждать имущество рода без согласования с другими членами семьи.

Почему же Альбрехт Радзивилл пошел на такой риск? По словам историка, очевидно, что управляющий ординацией испытывал значительные финансовые трудности. Чтобы расплатиться с многочисленными долгами, ему было необходимо найти новый источник финансирования. А после отъезда Грансцау он не просто получил оценку коллекции, но и опробовал схему того, как в дальнейшем тайно вывезти коллекцию на распродажу. В 1925–1926 годах Альбрехт повторил свою незаконную схему, переправив доспехи и оружие из Несвижа в Варшаву, а затем в Лондон, где и состоялись распродажи аукционного дома Christie’s.

Два аукциона в 1926 и 1927 годах прошли с успехом. Альбрехт распродал значительную часть коллекции, с молотка ушел 231 предмет. Правда, в каталогах не было упоминания о том, что на продажу выставлено имущество Радзивиллов. Один из каталогов был озаглавлен «Прекрасные доспехи, хранившиеся в замке русского князя с конца XVI века по настоящее время».

– Это был довольно дальновидный шаг, потому что в Лондоне в то время сформировалась достаточно мощная польская община, которая бы этот скандал подняла до небывалых высот, – поясняет Сергей Егорейченко. – Впоследствии, в 1928 году еще пять довольно ценных предметов были проданы на аукционе в США.

Хранились в коллекции доспехи, созданные выдающимися европейскими оружейниками XVI века Кольманом Хельмшмидтом и Антоном Пеффенгаузером. Авторству последнего принадлежит один из самых дорогих – турнирный доспех, проданный на аукционе в США в 1928 году. По современным ценам, он ушел с молотка за 900 тысяч долларов. Турнирные доспехи, дошедшие до наших дней в хорошей сохранности и полном составе, очень редки и составляют лишь несколько процентов от общего количества всего, что продается на аукционах.

 Радзивилловские сокровища из коллекции хранятся в десятке музеев мира, в Беларуси – всего один доспех

Поиск предметов из коллекции Радзивиллов команда историков начала с изучения каталогов аукциона.

– С получением информации об аукционе 1927 года не было проблем, поскольку его каталог был опубликован. А вот чтобы получить каталог 1926 года, когда был продан 131 предмет, мы сделали письменный запрос в архивы аукционного дома Christie’s. И, к своему удивлению, всего через два дня получили копию документа, – вспоминает Сергей Егорейченко. – Она пролила свет на огромное количество вещей, которые до этого времени были неизвестны. Мы начали восстанавливать контакты с музеями, которые приобрели экспонаты, чтобы получить дополнительную информацию, и выяснили, что только в «Метрополитене» находится больше сотни элементов доспехов и оружия Радзивиллов.

Тогда же у историков из Несвижа появилась идея как можно более тщательно исследовать эту коллекцию и найти предметы в других музеях. Им удалось установить контакты с художественно-историческим музеем в Вене, музеем Фицуильяма в Кембридже. По договоренности с последним в этом году в Несвижский дворец будут переданы 8 предметов из коллекции на долгосрочный депозит – на три года. Всего же радзивилловские доспехи и оружие хранятся в десятке музеев мира, причем пять из них находятся в США.

Во время поисков информации о коллекции сотрудники музея-заповедника узнали о том, что в музее «Метрополитен» находится картина Рембрандта, которая висела во дворце князей Радзивиллов в Несвиже. Вероятно, она была вывезена после 1813 года во время реквизиции дворца.

Шансов на то, что когда-нибудь вся коллекция снова вернется в Несвиж, практически нет. Современные реституционные процессы касаются только тех случаев, когда подразумевался незаконный вывоз произведений искусства, чаще всего – оккупационными властями во время войны. Но в случае с этой коллекцией говорить о незаконном вывозе нельзя. По словам Сергея Егорейченко, к тому моменту, когда в Несвиж пришли нацисты, а во дворце был обустроен госпиталь, экспонатов здесь практически не было.

– Нам остается использовать «мягкую» реституцию – изучать эту коллекцию, вводить ее в научный оборот, привозить на выставки, делать копии либо ждать, пока экспонаты появятся на аукционах. Так получилось с немецким полевым полудоспехом второй половины XVI века. До 1926 года он находился в коллекции Радзивиллов, а затем был продан под лотом №49 на аукционе Christie’s и попал в коллекцию Джона Хиггинса в США. Когда в 2016 году экспонат снова был выставлен на аукцион, его приобрел музей-заповедник «Несвиж». Доспех стал первым предметом упомянутой радзивилловской коллекции, который спустя 90 лет вернулся в Беларусь, – говорит историк.

Юлия ГАВРИЛЕНКО

Фото Светланы КУРЕЙЧИК

16 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте