Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Культура, Попурри, Регион
Как делать деньги на искусстве? Профессия арт-дилера изнутри

С собственным портретом кисти Сайды Афониной

О своем увлечении и способе заработка рассказала корреспонденту МЛЫН.BY арт-дилер, специалист по составлению личных коллекций Мария Богатырева.

Путь в профессию

У меня довольно разносторонняя деятельность. Занимаюсь продвижением художников, пиар-менеджментом в искусстве, готовлю выставки, курирую их, выступаю как консультант по составлению личных коллекций и инвестированию в арт-объекты. Рисовать никогда не умела, но в школе обожала предмет «Мировая художественная культура» и с восторгом изучала историю создания картин, биографии художников.

После школы поступила в университет культуры и искусств, через год перевелась в один из вузов Европы на специальность «Культурные визуальные исследования». Училась и параллельно работала в крупном инвестиционном фонде в Москве, где в определенный момент мне начали поручать покупку предметов искусства с аукционов. Я быстро стала разбираться, как это происходит, и поняла, что такая деятельность в фонде меня привлекает больше всего. Но она составляла лишь 10% от общего рабочего процесса. А напротив нашего бизнес-центра находилась прекрасная антикварная галерея русского искусства. Однажды я просто перешла улицу и сказала ее владельцу: «Возьмите меня на практику». Владельцем галереи оказался коллекционер, историк искусства и эксперт в русской живописи Александр Киселев. Он не только позволил мне пройти у него практику, но и впоследствии взял на постоянную работу. В галерее по большей части я изучала антиквариат и премудрости арт-рынка. Бакалаврскую писала по тематике «Формирование ценности антиквариата». Через несколько лет поняла, что нужно развиваться дальше, и защитила магистерскую диссертацию. Сейчас я Master of Arts, преподаватель Synergy Art Academy, основатель и директор ассоциации Baltas Vejas.

У Марии свыше 60 работ Веры Ельницкой. Ельницкая работает в стиле романтический импрессионизм, входит в топ-10 инвестиционно привлекательных художников России

Распорядок дня арт-дилера

Мой график нельзя назвать стабильным. Много езжу по мастерским художников, один-два раза в неделю посещаю выставки, вернисажи, по выходным — музеи, галереи, занимаюсь самообразованием, хожу на лекции, семинары. К счастью, галереи открываются с 12.00–13.00, да и профессиональные встречи раньше полудня никто не назначает. Так что я могу себе позволить просыпаться в 9–10 утра. Но если у меня идет подготовка к выставке, то сплю очень мало. Рано встаю, и все мои мысли и действия посвящены лишь одному — воплощению проекта в жизнь. Хороший выставочный проект готовится в течение 4–5 месяцев. Казалось бы, что там делать: развесил картины — и все. Но конечный потребитель, посетитель выставки, видит лишь 10% проделанной работы. А ведь есть еще логистика, подготовка фуршета, документов, рекламных материалов (каталогов, брошюр) и пр. Многое делаю самостоятельно. Если координирую, то с максимальным вовлечением в процесс. Поскольку репутация моя и деньги тоже мои (если выступаю в роли продюсера), то ответственность высокая. Перед собой — в первую очередь.

Про заработок и реноме

Мое личное убеждение: искусство должно быть доступно для конечного потребителя. Поэтому я не делаю деньги за счет покупателя. Я просто хочу, чтобы люди впустили искусство в свою жизнь и в свой дом. Любители живописи часто стремятся покупать картины напрямую у художника, потому как боятся, что посредник с них три шкуры снимет. Однако схема действует с точностью до наоборот. Художники заинтересованы в том, чтобы их ценовой уровень был одинаков для всех, и не хотят продавать работы дешевле, чем продали однажды. Это не вопрос наживы. Мастеру просто необходимо знать, что он ценится. Но если конечному покупателю художник не может продать картину ниже заявленной стоимости, то арт-дилеру — продает. Также арт-дилер может договориться с художником о скидке для покупателя. В моих интересах сделать покупку наиболее выгодной для клиента, ведь в противном случае он больше не будет иметь со мной дело. Поэтому у меня все прозрачно. Как говорил мой наставник, береги реноме смолоду. Я свято следую этому завету, потому что хочу остаться в мире искусства на всю жизнь.

Как строятся отношения между арт-дилером и художником

Современные художники хотят обеспечивать себя, им также нужны средства на холсты, краски и прочее. Понимая это, я могу оказать поддержку. К примеру, выкупить оптом какую-то часть работ. Художник получит прибыль уже сегодня, а совокупность всех факторов, которые должны произойти с ним в ближайшее время, позволит его полотнам за год вырасти в цене вдвое, а то и больше.

На постоянной основе я работаю примерно с 15 художниками. Покупаю картины у гораздо большего количества мастеров. Сотрудничаю на постоянной основе и с коллекционерами. Знаю их пристрастия, вкусы. Благодаря своей профессии встречаю людей, которых никогда не встретила бы в обычной жизни: безумно известных, безумно богатых, безумно талантливых. Я неспроста добавляю слово «безумно», ведь в людях, влюбленных в искусство, не привыкших жить по шаблонам, всегда есть эта изюминка-«безуминка».

С художником Борисом Смотровым

Искусство для народа?

На территории постсоветского пространства, к великому сожалению, отсутствует культура приобретения предметов искусства в дом. Каждый француз, независимо от заработка и рода деятельности, приобретает за свою жизнь несколько предметов искусства. Большинство делает такие покупки минимум раз в год. А в нашей стране многие не покупают предметы искусства совсем. Но это не их вина. Просто то, что происходило в наших странах исторически, — революция, войны — в культурном плане отодвинуло нас назад. В послевоенное время люди думали о том, как выжить, как пропитаться, не до искусства было. И детям своим не прививали навыков. Мы стали поколением, у которого нет эстетического голода. И на ближайшие десятилетия у меня не очень хороший прогноз. В школах Беларуси, России упраздняют такие предметы, как МХК, этика и иже с ними. Если родители сами не будут заниматься минимальным художественным образованием ребенка, то откуда придет понимание? Каждый из нас может эту ситуацию изменить, пусть и не в масштабах государства, но в масштабах своей семьи точно.

У Марии в руках работа уникальной белорусской иконописицы Алены Гордон, написанная измельченными драгоценными и полудрагоценными камнями на мраморной плитке. Икона — часть личной коллекции Марии

Как простому смертному заработать на искусстве?

Многие избегают покупки живописных полотен потому, что боятся быть обманутыми. Особенно когда платишь несколько тысяч евро за кляксы, а они, как выясняется потом, мало того что ничего не стоят, так еще и подчеркивают твою безвкусицу… Средства нужно вкладывать в инвестиционно выгодные предметы, которые со временем вырастут в цене. В какие именно — знает только профессионал. Услышав словосочетание «инвестиции в искусство», читатели МЛЫН.BY наверняка скажут: «Ох, нет, у меня таких денег не было и, дай Бог, когда-нибудь будут». Инвестированием действительно зачастую занимаются именно люди состоятельные. Но состоятельными они становятся по той причине, что вкладывают деньги сегодня в свое завтра, не боятся рисковать.

На деле, чтобы покупать предметы искусства, обладать какими-то невероятными средствами не нужно. Картины современных молодых художников может позволить себе каждый среднестатистический белорус. За те же деньги, что потратили бы на постер из IKEA, вы бы купили живописную картину начинающего художника и автоматически могли бы стать человеком с культурным капиталом. В то время как постер из IKEA обесценится ровно в тот момент, когда вы вынесете его из магазина. Этот прогноз я могу дать с гарантией 99,9%. Да, есть истории, когда постеры вырастали в цене (военные, рекламные, выпущенные определенным тиражом при определенных исторических условиях), но постеры из мебельных магазинов не обладают такими характеристиками. Это может быть тысячу раз красиво, но в нем нет творчества, нет души, оно непригодно для инвестиций. Покупая же полотно начинающего художника, вы делаете сразу несколько хороших дел: повышаете собственный культурный уровень, поддерживаете рублем творческого человека и фактически делаете вклад в историю своей страны.

Все мы знаем имена Павла Третьякова, Саввы Морозова и приобретенные ими художественные коллекции. Эти картины сегодня считаются шедеврами, но в свое время они покупались за совсем другие деньги, потому что их авторы тогда были обычными студентами художественных факультетов.

Однако стоит иметь в виду, что, согласно статистике, из 10 картин перспективных современных художников выстрелит наверняка одна-две. Поэтому, приобретая в качестве инвестиции какую-то небольшую коллекцию работ, стоит обратить внимание сразу на нескольких художников. И помните: искусство — это длинные инвестиции. Здесь я подразумеваю период в 10–12 лет. Хотя с современными художниками зачастую получить значительную прибыль удается гораздо быстрее.

Дела потусторонние

Биография есть не только у людей, но и у картин. При каких условиях была написана работа, где выставлялась, чьи дома украшала, кому ее подарили, когда украли — это провенанс, история бытования, знать которую эксперт просто обязан, ведь она формирует ценность. Для меня также очень важна личность художника. Если человек мне неприятен, но при этом очень талантлив, я не буду заниматься его продвижением, потому что убеждена: любая картина, как и любая вещь, созданная человеком, несет отпечаток его энергетики. Все мы помним примеры из литературы на данную тематику. К примеру, в доме появляется картина с темной энергетикой — и начинаются все беды. Да, зачастую это вымысел автора, но отрицать, что живописное полотно оказывает влияние, сложно. Я даже убежденным скептикам советую: если стало как-то пресно по жизни, нерадостно, приобретите картину, которая будет заряжать оптимизмом, энергией.

Есть безумно талантливые художники, которые пишут тяжелые полотна под впечатлением от страшных событий: войн, катастроф и тому подобного. И они ни в коем случае не плохие люди. Но в их картинах столько боли, что возникает вопрос: хотите ли вы эту боль принести в свой дом? Такие работы, безусловно, больше подходят для музеев, и приобретать их в домашнюю коллекцию не стоит. Важно найти своего художника, от созерцания работ которого вам будет легче мечтать. Это же я говорю всем, кто инвестирует в искусство: приобретайте те полотна, которые вам приятны. Ведь неизвестно, сколько еще придется с ними прожить.

Личные предпочтения

Лучшая выставка, которую мне довелось посетить, — «Модильяни и проклятые художники» в Риме. Впоследствии в Беларуси попытались сделать что-то похожее, по-моему, с таким же названием, но уровень оказался гораздо ниже. Видимо, не получилось доставить сюда все полотна, которые были собраны в Риме, ведь большая часть тех картин из личных коллекций.

А моя самая любимая картина — «Кувшинки» Моне. Я сидела около трех часов напротив нее в музее Орсе, находясь в состоянии, близком к трансу или медитации. От полотна исходила такая светлая, воодушевляющая энергетика, что я потеряла счет времени и впервые в жизни опоздала на самолет. Мне нужно было срочно лететь в Мадрид, но следующий рейс был только наутро. Пришлось забронировать номер в гостинице недалеко от аэропорта. Так уж случилось, что этот же номер (только посредством другой системы) забронировал еще один человек. Он приехал раньше, и номер достался ему. Руководство отеля в качестве извинения предлагало мне шампанское, ужин. Они готовы были даже оплатить номер в любой другой гостинице. Но в Париже в те дни проходила международная гастрономическая выставка, и все гостиницы были битком. В итоге я провела ночь в лобби отеля. К счастью, ночной портье оказался очень интересным собеседником.


С «Кувшинками» Моне

Перспективный план арт-дилера

Планы на будущее? Легко! Через 10 лет у меня будет две галереи. Одна в Европе, другая — в СНГ. Через лет 20 я буду входить в состав аукционного дома (организации, продающей искусство с молотка. — Авт.). А на пенсии, благодаря своей коммуникабельности, смогу писать мемуары (смеется) о встречах с великими людьми, потому что глубоко уверена: те художники, с которыми я работаю сейчас, впоследствии станут великими. Они уже великие на самом деле, просто находятся в начале-середине творческого пути.

Юлия ХОЛОДИНСКАЯ

Фото автора и из личной коллекции Марии Богатыревой

22 3

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте