Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Регион, Эксклюзив
Гендиректор БЕЛАЗа Петр Пархомчик: «Беспилотные самосвалы и карьерный электротранспорт — это реальность»

Крупнейший мировой производитель большегрузных карьерных самосвалов в эти дни отмечает свое 70-летие. В преддверии юбилея генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Петр Пархомчик дал эксклюзивное интервью МЛЫН.BY.

 «По итогам года планируем установить сразу несколько абсолютных рекордов»

— Третий год подряд БЕЛАЗ находится в тройке мировых лидеров по выпуску карьерных самосвалов. Насколько сложно обходить конкурентов и удерживать позиции?

— Несмотря на то что 2012 год стал для нас рекордным по многим финансово-экономическим показателям и предприятие впервые реализовало продукции более чем на 1 миллиард долларов, кризис принес большие потери всем без исключения заводам, которые занимаются созданием горнодобывающего оборудования. Ведущие производители карьерной техники были вынуждены сократить производство. Мировой рынок карьерной техники «просел» практически в четыре раза. Если в 2012 году все производители продали 4815 самосвалов грузоподъемностью свыше 100 тонн, в 2016-м — лишь 1220. Тем не менее БЕЛАЗ был первым, кто в 2016 году получил по итогам года хоть и небольшой, но плюс. В 2017 году мы продемонстрировали очередной резкий скачок всех финансово-экономических показателей, произведя 615 и продав 646 тяжелых карьерных самосвалов. Мы не только превзошли показатели 2012 года, но и обошли по продажам американский Caterpillar. Отмечу, что на сегодняшний день БЕЛАЗ производит самую широкую в мире линейку карьерных самосвалов по грузоподъемности. У нас было несколько белых пятен, но мы их закрыли, разработав самосвал класса 290 тонн. Заводские испытания завершены, в ближайшее время он будет отгружен на эксплуатационные испытания в Россию.

— Год еще не закончен, но можно ли говорить о том, что прошлогодний рекорд по производству самосвалов будет побит?

— Только в первом полугодии мы произвели 407 карьерных самосвалов. А в целом по итогам года планируем установить несколько абсолютных рекордов: по объему отгрузки превысить один миллиард долларов, по экспорту — достичь миллиарда, а по объему продаж карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн и выше выйти на показатель не менее 800 единиц. Это, к слову, в три раза выше уровня, достигнутого в конце прошлого десятилетия.

— Три года назад белорусская техника начала работать в Индонезии. Сложно ли сегодня завоевывать рынки конкурентов?

— В Индонезии мы достигли большого успеха. В 2015 году поставили туда первые карьерные самосвалы грузоподъемностью 40 тонн. И вот, спустя три года, там работают 40 наших 136-тонников. Не так давно подписали контракты и до конца года должны поставить еще порядка 40 единиц техники. Мы также участвуем в тендерах на поставку в Индию 300 самосвалов разной грузоподъемности. Наша техника работает в 80 странах мира.

«Не исключено, что создадим карьерный самосвал грузоподъемностью 550—560 тонн»

— Планируете ли в ближайшие годы увеличить класс грузоподъемности и создать, к примеру, 550-тонник?

— 450-тонный самосвал, который является самым большим в мире, мы создали за полтора года. Его вес с грузом — 810 тонн, при этом допустимы краткосрочные перегрузки в пределах еще 80 тонн. Производство 450-тонника создало базу для повышения класса грузоподъемности выпускаемых самосвалов, но расти мы сможем лишь тогда, когда появится шина, способная выдержать такую нагрузку. Сейчас ее разработкой занимается японская компания. Появиться она может в ближайшие два — два с половиной года, плюс еще год понадобится на испытания. После этого японцы будут готовы предложить ее нам, а мы, в свою очередь, создать машину большей грузоподъемности. Не исключено, что это будет 550—560-тонник. Еще один важный момент: чтобы эффективно загружать технику, для карьерных самосвалов каждого класса грузоподъемности на рынке должны быть экскаваторы с необходимой емкостью ковша. Для 450-тонника, к примеру, нужен ковш объемом от 55 до 70 кубометров, чтобы за раз можно было загрузить порядка 150 тонн.

— Не так давно вы анонсировали создание беспилотного самосвала. Есть покупатели этой техники?

— Да, у нас открыт заказ на первый небольшой роботизированный комплекс — два беспилотных самосвала грузоподъемностью 136 тонн. Они уже изготовлены и октябре — ноябре будут поставлены Сибирской угольной энергетической компании. Обсуждается вопрос поставки в первом полугодии следующего года второго комплекса из пяти машин. После того как техника пройдет эксплуатационные испытания в разных климатических условиях, можно будет говорить о серийном производстве беспилотных самосвалов. Мы также участвуем в тендере на доработку поставленных в Марокко 10 карьерных самосвалов с беспилотной системой управления. Такая техника на 200—250 тысяч долларов дороже обычной, но эти деньги окупаются в течение полутора-двух месяцев. При этом не стоит забывать, что в некоторых регионах, где приходится работать в очень тяжелых условиях и на отдаленных территориях, есть проблема с водителями и такая техника необходима. Еще один вопрос — работа с сырьевыми ресурсами, которые вредны для здоровья человека.

 

«Активно работаем над созданием электросамосвала»

— Сейчас на предприятии полным ходом идет модернизация. Чего стоит ожидать?

— Мы планируем реализовать новый проект — внедрить гибкие производственные системы. Это практически безлюдная технология с использованием роботов. Сейчас проводится конкурс, в котором участвуют семь мировых компаний. Речь идет о сумме в пределах 50—70 миллионов долларов. Это будет новое направление, дополнительное к тому, чем мы занимаемся сегодня, поэтому  о сокращении работников речь не идет. Сегодня на предприятии нет вакансий, а если мы и открываем новые, набираем преимущественно конструкторов и технологов.

— В последние годы ведется много разговоров о создании электротранспорта. БЕЛАЗ не планирует разработать электросамосвал?

— Не только планируем, но и активно работаем над созданием такой техники. Совместно с канадской компанией подготовлен документ о создании электросамосвала. По стартапу мы рассчитываем получить финансирование от канадского правительства. Уже есть потребитель — международная горнодобывающая компания ArcelorMittal. Техника будет востребована. К примеру, в российских карьерах уже используются в основном электрические экскаваторы, поэтому с подзарядкой проблем не будет. Проблема разработки электросамосвалов заключается в том, что на сегодняшний день аккумуляторные батареи позволяют этой технике работать без подзарядки только три-четыре часа. Нам нужно как минимум восемь, после чего самосвал бы в течение 20—30 минут подзарядился и снова приступил к работе. Если мы эту задачу решим, такая техника будет создана в ближайшее пятилетие.

 

Юлия ГАВРИЛЕНКО

Фото Светланы КУРЕЙЧИК

5 1

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте
Эксклюзив