Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Компетентно, Регион
Медицина ментальных катастроф. Как работает «Телефон доверия»

Депрессии, панические атаки, эмоциональные, личностные или психосоматические проблемы, семейные конфликты, потеря привычного окружения и прежних условий жизни — нередки ситуации, когда человеку категорически противопоказано одиночество. Никто не знает, что может стать последней каплей. Будет ли в этот момент хоть кто-то рядом, кто не даст упасть пресловутой соломинке, ломающей спину терпеливого верблюда? К кому обратиться, если поддержка необходима срочно, здесь и сейчас? Корреспондент МЛЫН.BY выяснила, для кого и как работает служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия — наркология».

Открытая улыбка, мелодичный голос, стаж работы — почти пять лет. Вот, пожалуй, и все, что смело можно рассказать о психологе-консультанте экстренного «телефона доверия». К слову, знакомство происходит в коридоре: рабочее место не для праздных бесед. Но дежурный специалист всегда должен оставаться на связи, а потому в руках миловидной девушки два аппарата. На сотовый или беспроводной стационарный в любой момент может поступить звонок с просьбой о помощи. Ее собеседник, как правило, готов рассказать о себе все, но никогда не узнает даже настоящего имени своего экстренного психолога. И если строжайшая конфиденциальность информации — элемент профессиональной этики, то подобные предосторожности — вынужденная мера.

— На «телефон доверия» люди звонят очень разные, с разными проблемами, в разных состояниях, — поясняет причины такой секретности и. о. заведующего отделением оказания психологической помощи УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» Наталья Книга, в кабинете которой проходит разговор о специфике службы. — У некоторых есть не только психологические, но и психические расстройства, проявления агрессии. Иногда поступают звонки с угрозами. Были прецеденты, когда пациенты задавались целью и с маниакальным упорством пытались вычислить консультанта, который заочно оказывал им помощь. Так что все наши специалисты «телефона доверия» работают под псевдонимами, а в каком кабинете они отвечают на экстренные звонки, знает очень узкий круг даже штатных сотрудников центра.

Смена заочных консультантов длится 24 часа. Высчитать среднее арифметическое дежурств и звонков не получится: за сутки вызовов может быть и 5, и 25. А вот то, что с начала года специалисты экстренной психологической помощи по «телефону доверия» провели около трех тысяч консультаций, — факт. Как и то, что осень и весна — самые «горячие» сезоны. Чаще всего за помощью люди обращаются вечером, а относительный «штиль» наступает к 4–5 утра. Наибольшее количество консультаций за последние 9 месяцев потребовалось по поводу психологических и психических проблем. На втором месте — звонки от людей, страдающих какой-либо формой зависимости, либо от их родственников. Замыкают тройку жалобы на кризис в семейных и межличностных отношениях. Специалисты находят правильные слова, которые отодвигают черту отчаяния. Дают рекомендации по поводу того, что можно предпринять в той или иной ситуации. К слову, суицидальные настроения — проблема, для решения которой изначально и создавалась служба экстренной психологической помощи по телефону, — встречаются не так уж и часто.

— Была не очень простая ситуация: позвонила женщина, которая находилась дома с ребенком, — вспоминает консультант службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия» на условиях оговоренной анонимности. — По ее словам, ранее за помощью не обращалась, такое состояние возникло впервые. В какой-то момент она почувствовала себя плохо, появились суицидальные мысли. Женщина испугалась. То есть она отдавала себе отчет, что происходит что-то ненормальное, но не знала, что с этим делать, как поступить. Мы с ней поговорили, прояснили ситуацию, ее состояние, и по итогу она попросила вызвать ей скорую помощь. Ребенка решили отправить к бабушке. Чуть позже женщина перезвонила, уточнила, когда приедет бригада, принявшая вызов. Думаю, ее экстренно госпитализировали. Есть определенный алгоритм помощи абонентам, которые обращаются с суицидальными мыслями, намерениями, поведением. Разработан целый комплекс пошаговых действий, которым обучают консультантов, работающих в режиме экстренной психологической помощи. Скорее всего, такому человеку и дальше придется работать с психологом, но звонок в нашу службу — первый шаг к решению проблемы. Мы можем человека направить, помочь ему определиться с тем, что делать дальше, как поступить в данный момент, в условиях кризисной ситуации.

Формально время экстренной телефонной психологической консультации не лимитировано. Но профессионалы четко осознают: их задача — вывести обратившегося за помощью из острого стресса, не дать ему совершить необратимый шаг, подсказать путь решения проблемы. Как мощный импульс дефибриллятора заводит сердце, так и слово консультанта «телефона доверия» приводит в чувство ушедшего в психологический нокаут человека. А дальше должны включаться уже другие механизмы, направленные на реабилитацию пациента. Вот такая получается медицина катастроф на ментальном уровне. Понятно, что освоить эту филигранную технику под силу далеко не каждому практикующему психологу.

— Припоминаю несколько звонков за последнее время, когда абоненты рассказывали о том, как ходили на консультации к различным психологам, найденным через интернет, — рассказывает специалист «телефона доверия». — В итоге ничего не решилось: проблема осталась или продолжала усугубляться. Но самое неприятное — человек больше не хочет обращаться за профессиональной помощью, потому что не увидел в этом особенного смысла. Он заплатил деньги, а ожидаемого эффекта не получил. Важно, чтобы люди знали и понимали, где они могут получить квалифицированную профессиональную помощь. И помнили, что есть бесплатный, анонимный и круглосуточный «телефон доверия» — это экстренная поддержка в сложной ситуации, в данный момент, здесь и сейчас.

Чаще всего безотлагательная психологическая помощь нужна женщинам. Бывает, звонят говорливые старушки, страдающие от дефицита общения, но в основном обращения обоснованные. А вот если в трубке звучит мужской голос, консультант мобилизует все силы: с человеком действительно стряслось что-то очень серьезное. Не принято у представителей сильного пола просить о помощи незнакомого человека. Но, по словам специалистов, осознать наличие проблемы, рассказать о ней и не отмахнуться от поддержки психолога — действительно смелый шаг, а не проявление слабости. И, что немаловажно: об этом никто не узнает.

— С одной стороны, проще, когда видишь человека и понимаешь по его мимике, жестам, что с ним происходит, о чем можно больше расспросить, как глубже вникнуть в ситуацию, — поясняет консультант. — Но, с другой стороны, плюс «телефона доверия» (ведь не случайно он так называется) — человек может больше раскрыться, довериться и рассказать о том, о чем не решится сказать на личном приеме у специалиста.

Дальнейший разговор об эмпатии, о рисках профессионального выгорания, супервайзерах (психологах для психологов), о способах профилактики и восстановления психологического здоровья прервал телефонный звонок:

— Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Здравствуйте, — по первому сигналу отозвалась девушка-консультант и, извиняясь жестами, быстро покинула кабинет заведующей. Кому-то срочно понадобилась поддержка или даже психологическая реанимация. В чем проблема и какой выход предложит специалист — информация, которая не выйдет за стены кабинета психолога «телефона доверия».

Дополнительно

В СССР «телефоны доверия» заработали с середины 1980-х годов. Первая служба экстренной психологической помощи называлась «Трубка мира» и действовала при журнале «Рабочая смена». Профессиональных психологов тогда было мало, а проблем у людей — много. И сегодня эффективность «телефонов доверия» часто зависит от того, какой психолог-консультант принял звонок. Особое искусство специалистов МОКЦ — ответить абоненту, не навредив.

Алёна КОРЕНЕВСКАЯ

0 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте