Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Регион, Эксклюзив
Владислав Бабич: «Сейчас задача учителя — поразить ребенка»

 

Меньше чем за год молодой деревенский учитель изучил Scratch и выиграл республиканский конкурс, посвященный этому языку программирования. Теперь после уроков Владислав Бабич учит пятиклассников создавать мультики и мечтает открыть кружок робототехники. Корреспондент МЛЫН.BY отправилась в деревню Рассвет Клецкого района, чтобы узнать, как игры помогают изучать историю, почему школьники вместо чтения учебников смотрят видео на YouTube и смогут ли компьютеры через 20 лет заменить педагогов.

«Не думал, что в сельской школе есть даже дрон»

В Рассветовскую школу Владислав Бабич попал случайно: после окончания университета студент-платник поехал за супругой, которую распределили в Клецкий район. Ей предложили место учителя истории в райцентре, ему — в сельской школе в семи километрах от города. Поначалу, вспоминает парень, переживал, что деревенская школа, как правило, не идет ни в какое сравнение с городской. Но был приятно удивлен.

— Оказалось, что в нашей школе есть несколько десятков ноутбуков и планшетов, электронные доски, видеокамера, телевизоры. Даже собственный дрон! Причем многие из этих гаджетов — призы за победу учеников в конкурсах. Моя супруга, друзья работают в городских школах, но почти никто из них не может похвастаться таким оборудованием, какое есть в рассветовской.

Здешние ученики на «ты» с компьютером уже давно: умеют создавать сайты, снимают и монтируют видео для школьной странички в интернете, некоторые ведут собственные каналы на YouTubе. Но особенным для ребят стал именно этот учебный год. Придя первого сентября на занятия, дети увидели в расписании новый факультатив — «Творческая деятельность в среде программирования Scratch». Преподаватель — учитель истории и обществоведения Владислав Бабич. Как так получилось?

— Компьютерами я увлекался с детства, а с программированием меня познакомил старший брат-айтишник. Когда пришел работать в школу, начал изучать среду программирования Scratch. Руководство школы увлечение поддержало и отправило меня и коллегу на онлайн-курсы от Парка высоких технологий. В этом учебном году нам предложили вести факультативы по программированию. Я взял на себя пяти- и шестиклашек, коллега стала обучать начальное звено, — говорит Владислав.

Удивительно, но желающих пойти на факультатив оказалось немного. Правда, как только школьники увидели, что на занятиях не нужно запоминать формулы, а вся работа отражается графически и похожа на мультик, желающих разобраться в языке программирования Scratch стало гораздо больше. Освоили его ребята всего за несколько месяцев и теперь в качестве дополнительных домашних заданий создают мультики и придумывают викторины. Родители школьников, говорит Владислав, не были против нового увлечения детей: в деревне у каждого второго на слуху информация о том, что крупные фирмы постоянно ищут IT-специалистов, а программисты получают самые большие зарплаты в стране.

«Кодить» начинают со второго класса, в пятом уже создают компьютерные игры»

Сейчас Рассветовскую среднюю школу, где работает молодой учитель, без преувеличения можно назвать одной из самых технологичных и продвинутых не только в районе, но и в области. «Кодить» здешние ребята начинают со второго класса, в пятом — уже могут сами создавать мультики и компьютерные игры.

Владислав Бабич уверен: программированием должны заниматься не только те дети, которые в будущем хотят уйти в IT. Ведь лет через 20 подобное умение будет таким же необходимым навыком, как чтение, письмо или знание иностранных языков. Сегодня же дополнительные занятия помогают школьникам подтягивать знания не только по информатике, но и по другим предметам. К примеру, по истории. Так, многие ученики, у которых Владислав преподает эту дисциплину, после факультатива по Scratch-программированию просят дать им тему — хотят ее хорошенько изучить, для того чтобы подготовить к следующему уроку игру или викторину.

— Но для этого ребенка нужно увлечь не только программированием, но и предметом, который преподаешь, — убежден педагог. — Сейчас задача учителя — удивить, даже поразить ребенка. Вот почему, когда готовлюсь к уроку, я подбираю видео, создаю презентации и игры в Scratch, стараюсь открыть детям историю. На моих уроках они не только слушают рассказ о том, как наши предки жили несколько веков или даже две тысячи лет назад, но и видят это. Иногда дети подходят ко мне после уроков и просят посоветовать дополнительные книгу или сайт, чтобы побольше узнать о людях и событиях той или иной эпохи.

«Если ученики не поняли тему урока, снимаю видео и выкладываю на YouTube»

По мнению молодого учителя, будущее школы напрямую связано с интернетом. Если 7–10 лет назад на уроках школьникам запрещалось пользоваться мобильными телефонами, сейчас все больше педагогов в качестве дополнительной литературы — как альтернативу книгам — рекомендуют научные сайты, а проверочные работы устраивают с помощью мобильных телефонов и QR-кодов. Некоторые даже каждый новый параграф объясняют, выкладывая видео на YouTube. Этот способ подачи материала взяли на вооружение и местные педагоги. Разное случается: ученики не до конца поняли тему, на уроке не успели разобрать весь материал, кто-то из ребят отсутствовал. Учителя еще раз рассказывают урок на камеру, выкладывают ролик в интернет и отправляют ссылки на него ученикам.

Возникает вполне закономерный вопрос: если уже сейчас обычные уроки можно заменить видеороликами, а домашнее задание проверять с помощью компьютерных программ, не исчезнет ли в будущем профессия учителя? Может, через 20–30 лет педагога заменят компьютеры?

— На YouTube давно можно найти сотни видео о том, как заниматься спортом самостоятельно, но мы ведь не перестали ходить в тренажерный зал. Все потому, что большинству из нас делать это дома мешает лень, а в зале рядом будет стоять тренер и мотивировать. То же самое и в школе. Да, наша профессия за последние годы изменилась. Сейчас учитель выступает не источником информации, а скорее куратором. Его задача –заинтересовать ученика, а после подсказать, где эту информацию можно найти самостоятельно, при необходимости — помочь разобраться в ней. Но если ребенок будет знать, что завтра в школу идти не нужно, а на уроке никто не задаст вопрос и не поставит оценку, останется не так уж много стимулов браться за учебу.

По мнению Владислава, одна из главных проблем, с которыми сталкивается каждый современный учитель, — нехватка времени. В 10–11-х классах за урок нужно успеть дать классу очень много информации, при этом мотивировать учеников, сделать так, чтобы они не потеряли интереса к предмету. На помощь приходят все те же фильмы, ролики, презентации и игры, но на них не всегда остается время. Решение учитель видит в увеличении уроков с традиционных 45 до 90 минут.

— Но речь идет именно о 10–11-х классах, — уточняет Владислав. — Младший школьник не усидит столько времени без перерыва, а вот со старшеклассниками это сработает.

«Создали сайт, который поможет иностранцам лучше ориентироваться в Беларуси во время II Европейских игр»

Руководит Владислав Бабич и объединением по интересам «Кадр». Сначала вместе с учениками снимали и монтировали видеоролики, а прошлой зимой решили создать сайт, который поможет иностранцам лучше ориентироваться на территории Беларуси. Работа пока не закончена, но интернет-ресурс постепенно набирает популярность. А ближе к началу II Европейских игр количество посещений, по словам Владислава, вырастет в разы.

— Где человеку, который первый раз приехал в нашу страну, узнать, куда лучше съездить на экскурсию, где покататься на велосипеде или попробовать национальные блюда? Чтобы облегчить иностранцам жизнь, всю нужную информацию мы собрали и разместили в одном месте. Еще один плюс нашего сайта в том, что он работает на трех языках: русском, английском и немецком. Кстати, планируем добавить еще и китайский.

Когда работа над сайтом завершится, педагог намерен заняться созданием на базе школы кружка робототехники. Правда, стоит такое увлечение недешево. Руководство школы подсчитало, что дополнительные занятия ежеквартально будут обходиться в две тысячи рублей. Но поиск нужных средств уже идет.

— Мы давно думаем над тем, чтобы открыть кружок, на котором дети смогут запрограммировать робота двигаться по заданной траектории, перемещать из одной точки в другую предметы и даже форсировать препятствия. Тем более сделать это можно и в Scratch. Роботы в школе — это не будущее, а реальность. Их появление в нашей и других школах — лишь вопрос времени.

Дополнительно

Scratch — это среда программирования, предназначенная для обучения младших школьников. В программе можно легко создавать компьютерные игры, фильмы, анимированные открытки и презентации.

Юлия Гавриленко

Фото: Павел Орловский

18 2

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте