Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В стране, Регион
С начала января на дорогах Беларуси произошло 3 ДТП с участием диких животных

7 января на трассе Минск — Калачи — Мядель, вблизи деревни Илья, из-за выбежавшего на дорогу лося погиб известный 47-летний бизнесмен Евгений Новоселецкий. Спустя сутки вблизи деревни Колодежи Червенского района со стайкой лосей столкнулись два автобуса. Пострадали две 12-летние девочки. А 1 января из-за столкновения с зубром на трассе Гродно — Озеры в зоне действия знака, предупреждающего о возможном появлении диких животных на дороге, разбились две легковушки. Водители не пострадали, животное — погибло. Был ли у всех этих водителей шанс предотвратить ДТП? От ответа экспертов теперь будет зависеть решение суда.  

– Каждый случай требует обстоятельного разбирательства, – отмечают в ГАИ УВД Миноблисполкома. – Нередко с водителей суд снимает вину, если таковая не доказана. И тогда штрафные санкции к ним не применяются. Ведь животные выбегают на дорогу неожиданно, предсказать их поведение невозможно. К тому же в темное время суток, они, в отличие от человека, не обозначены светоотражающими элементами. Происшествия в зоне действия знака «Дикие животные» не усугубляют вину водителей, так как знак предупреждающий. Но нужно существенно снизить скорость, быть внимательнее. Именно это должно стать естественной реакцией здравомыслящего человека ради его же безопасности!

Выстрадано на практике

И вот вопрос: неужели лоси, кабаны, косули, те же зубры совсем не чувствуют опасности, выбегая на дорогу с движущимся транспортом? Ведь общеизвестно, что осторожный волк обычно обходит человека стороной.

– Я тоже задумывался над этим,  и кое-что читал, – говорит водитель с 30-летним стажем, подполковник милиции Олег Тюрин. – Инстинкт самосохранения у зверей, как у живых существ, конечно, есть, но он слабо развит. Для диких животных куда большее значение имеют  отлаженные маршруты движения, свои тропы, или, как говорят ученые, миграционные пути.

Олег Николаевич рассказал о случае из собственной практики, когда недалеко от Березинского биосферного заповедника на дорогу беспечно вышла лосиная семья.

– Я сразу остановился. Это первое, что нужно сделать. Не надо выходить из машины или пытаться объехать зверей, сигналить или предпринимать еще что-то. Этим вы только вспугнете животных или даже спровоцируете на агрессивные ответные действия.

С учетом тревожной статистики (ежегодно в Беларуси происходит около 200 ДТП с участием диких животных, в которых, увы, не обходится без человеческих смертей и травм), может, по примеру Швеции стоит ввести в автошколах специальный экзамен по вождению «Объезд лося»?

– Нет в этом никакой необходимости, – подчеркивает заместитель директора по учебно-производственной части Минской объединенной технической школы ДОСААФ Сергей Петрович. – Мы и так на занятиях постоянно говорим курсантам о непредвиденных обстоятельствах, которые могут возникнуть во время движения. Появление зверей на дороге – одно из них. Это непредсказуемые моменты, к которым не подготовишься. Алгоритм же действий водителя в сложной ситуации, что называется, выстрадан на практике. Это строгое соблюдение Правил дорожного движения и скоростного режима с учетом рельефа местности, состояния проезжей части, времени суток, погодных условий. Ночью или в сильный дождь, туман (когда видимость ограничена), внимание и самодисциплина должны быть удвоены. Тогда минимизируются риски попасть в ДТП.

Экодук – животных друг

Доступ животных к неогороженным участкам загородных трасс усложняют жесткие разделительные полосы – бетонные конструкции и натяжные канаты. Но в европейских странах давно используют современные приемы и технологии для обеспечения безопасного движения на скоростных дорогах и сохранения путей миграции животных. В первую очередь речь идет об экодуках – специальных подземных и надземных (в виде тоннелей, мостов) переходах для животных. К слову, первый экодук построили во Франции еще в 1950-х годах, а самый длинный из переходов на сегодня много лет успешно «работает» в Нидерландах: его протяженность – более 800 метров! Вот почему на евромагистралях вроде знаменитых немецких автобанов, по которым доводилось ездить, в принципе исключено появление лесных гостей.

Как сообщил МЛЫН.BY главный инженер РУП «Минскавтодор-Центр» Сергей Исаков, в Минской области надземные сооружения для миграции животных существуют пока только на бумаге, в проектах. А подземных переходов – 35. Специалист признает: этого явно недостаточно. А последние ЧП на дорогах с участием животных наглядно подтверждают его слова.

Серьезный тормоз, сдерживающий развитие специальной защитной дорожной инфраструктуры, – недостаток финансовых средств, из-за чего  не регулируются и не подсвечиваются даже пешеходные переходы на загородных трассах. Основная ставка сделана на металлическую сетку. Однако она устанавливается по обеим сторонам не на всем протяжении дороги, а в местах наиболее вероятного появления животных. Впрочем,  дело не только в существенных финансовых расходах (погонный метр сетки стоит 30 рублей), но еще и в том, что в Беларуси нет ни одной дороги со статусом автомагистрали. Из-за этого даже модернизируемая сейчас М6 Минск — Гродно имеет только два подземных перехода для крупных копытных, хотя по Гродненской области вдоль дороги почти везде тянутся леса.

Проектом реконструкции дороги М7 Минск — Ошмяны — граница с Литовской Республикой (должна начаться в 2020 году)  предусмотрено строительство 5 переходов для животных. Вид и место для данных объектов выбирали с учетом рельефа местности и путей миграции лесных обитателей.

В Беловежской пуще и Березинском биосферном заповеднике построили подземные переходы для лягушек, чтобы амфибии не гибли в массовом количестве под колесами машин. А на одном из островов Лепельского озера оборудовали специальные деревянные мостики для мигрирующих муравьев.

Однако, как утверждает главный эколог ГП «Белгипродор» Елена Роговая, недостаточно построить звукопоглощающий тоннель, назначить миграционную точку. Нужно еще приучить животных туда ходить. А это дело времени и специальных работ (высадка кустарников, растений, которые в качестве корма привлекали бы лесных обитателей; обустройство солонцовых площадок). Если животные оценят безопасность нового места, они всегда будут его использовать. Кстати, раньше подземные переходы строили из бетона, сейчас они гофрированные, что экономичнее, да и срок службы предусмотрен солидный: 50 лет.  Стоимость такого тоннеля – 600 тысяч рублей.

Полная же изоляция скоростных автотрасс от лесных массивов и прилегающих территорий с созданием современных экодуков или подземных проходов — весьма дорогое удовольствие. Но, думается, это тот случай, когда сэкономленный рубль себе дороже. Ведь речь идет о жизни и здоровье людей.

В Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам два года назад разработали схему основных коридоров миграции животных. Опираясь на нее, строители новых дорог и ответственные за реконструкцию старых участков по идее должны учитывать в своих проектах природные процессы.

Принципиально же изменить положение могут законодательно закрепленные требования к строительству дорог. Важно, чтобы в обязательном, а не рекомендательном порядке предусматривались на местности (а не только на бумаге) миграционные коридоры для животных. И чем больше их будет — тем безопаснее все мы будем себя чувствовать на дорогах страны.

РАНЕЕ НА МЛЫН.BY

Автобусы с детьми столкнулись в Червенском районе — пострадали две девочки

По дороге на Нарочь в ДТП погиб известный предприниматель

Григорий Солонец

Фото носят иллюстративный характер

3 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте