Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Разное, Регион
#кинопросмотрено: мы — юмористы?

 

— А скажите, где тяжелее играть: в драмах или в комедиях?
— В жизни.

«Юморист», 2019

Юмор — весьма тонкая и специфическая штука. Тот, кто отдает предпочтение интеллектуальному сарказму и черному юмору, навряд ли будет дружить с соседом, рассказывающим анекдоты про Вовочку или Василия Ивановича. Об оттенках юмора, судьбах юмористов и ножницах подземелья — в нашем #кинопросмотрено.

«Юморист» (биография, драма), Михаил Идов, Россия, 2019

Дебютная режиссерская работа «Юморист» Михаила Идова, сценариста прошлогодней картины «Лето», вызвала множество кривотолков и противоречивых мнений у критиков. Сложные 1980-е, пустота на прилавках магазинов, железный занавес и творческая интеллигенция под гнетом жесткой цензуры — казалось бы, не слишком благоприятная почва для шуток.

Борис Аркадьев (Алексей Агранович) — это собирательный образ популярных юмористов Геннадия Хазанова, Аркадия Арканова, Ефима Смолина и Михаила Жванецкого. Успешный «стендапер» почитаем публикой и уважаем верхушкой власти. Искрометные злободневные зарисовки, концертные аншлаги, частные выступления свидетельствуют о расцвете карьеры ровно настолько, насколько сам автор переживает кризис среднего возраста, ищет себя и период творческого застоя.

Комик стоит перед неразрешимой дилеммой: безрадостная стабильность против честного монолога о несовершенстве системы. Триумфальное выступление артиста на юмористическом фестивале в Юрмале с рассказом про фотографа, предлагающего отдыхающим сняться с обезьянкой, входит в лучшее передачи «Вокруг смеха». Зрители смеются и рукоплещут, не подозревая, что пляжный анекдот — это лишь грустная авторская метафора, отождествляющая Бориса с тем самым приматом, которого принудительно сажают на чье-то незнакомое плечо для глупого фотоснимка. Аркадьева охватывают глубокие нравственные терзания: «кто все эти люди и что я здесь делаю?»

Завести любовную связь на стороне при благополучной семье, злобно пошутить над коллегами по цеху, написать разгромный сценарий «в стол» про наглых чиновников, высмеять сотрудников органов безопасности — именно эти желания разрывают Бориса Аркадьева. Отдавая себе отчет, что любая шутка может войти в историю, но стать последней в карьере, наш остроумный герой ходит по лезвию перлюстрации, обманывает тотальный контроль силовых ведомств. Страна-атеистка, которая вот-вот завоюет космос, посылает Аркадьева на странное спецзадание, в котором зритель увидит аудиенцию у Всевышнего. Впрочем, эта сцена лишь одна из многих метафор режиссера. Речевых каламбуров, изящных юмористических пассажей и разговорных экспромтов в картине предостаточно. Они не выглядят наигранно или неестественно, но все равно оставляют слегка печальное послевкусие удачно рассказанного, но запрещенного политического анекдота.

Интервью с богом фильма: «Товарищ Бог, я хочу, чтобы меня любили. Но при этом я понимаю, что не заслуживаю этой любви и начинаю презирать людей, которые любят меня, просто за то, что они так легко поверили в этот дешевый обман».

«Стэн и Олли» (биография, драма), Джон С. Бейрд, Великобритания, 2018

Штепсель и Тарапунька британского формата через призму восприятия Джона С. Бейрда расскажут свою историю в оммаже «Стэн и Олли», основанном на реальных событиях. Стэн Лорел (Стив Куган) и Оливер Харди (Джон Си Райли) — это актерский дуэт начала двадцатого века, затмивший популярностью самого Чарли Чаплина. Более двадцати лет творческой деятельности Лорел и Харди занимали первое место среди всех комиков Голливуда. За особенности физической комплекции пара получила сценическое прозвище «Толстый и Тонкий», с миниатюрами и сценками гастролировала по всей Англии, была узнаваема в каждом доме, собирала концертные залы на свои выступления, а фильмы с их участием неизменно приносили огромные гонорары.

Стэн и Олли — друзья не только на сцене, но и в жизни. Картина плавно рассказывает об их успехах и страхах, о сложностях контрактов и тяжестях кочевого образа жизни, об обманах коммивояжеров и безграничной любви к своему зрителю, женам, мастерству. Время не стоит на месте, и за полтора десятка лет в жизни воцарился не только технический прогресс, но и совершенно иной юмор. Тающая популярность и перспектива ранней пенсии толкают Стэна и Оливера на масштабное турне, которое позволит не только напомнить о себе, но и собрать деньги для сьемок нового ироничного фильма о Робин Гуде.

Неприятности, с которыми столкнутся герои, заставят их переоценить отношение друг к другу и к сделанному. Чем заняться грустному клоуну, если он больше ничего не умеет в жизни, кроме как веселить детей? Стэн жаждет продлить контракт с продюсером и сниматься в полнометражных фильмах, а Олли увереннее чувствует себя в коротких скетчах. Отсутствие понимания заставит друзей судорожно искать компромисс, но никто не захочет жертвовать своими интересами и статусом. Одно понятно точно: по отдельности они не нужны ни публике, ни кинематографу.

«Стэн и Олли» — простой, незатейливый и уютный рассказ о последних гастролях артистов, о принятии факта, что желанное кино им вдвоем уже никогда не поставить. Без особых интриг и скандальных подробностей зритель насладится вальяжной и забавной игрой, проникнется историей двух талантливых людей, которые смогли сохранить дружбу не только во время работы, но и после смерти. Творческое наследие реальных Стэна и Олли — это около двухсот хрестоматийных работ, ставших нетленной классикой комедийного кино. Джон Си Райли за роль Оливера Харди заслуженно номинирован на «Золотой глобус» нынешнего года.

Скетч фильма: «Я вот что думаю: Робин Гуду следовало бы грабить бедных и раздавать награбленное тоже бедным. Это позволило бы избавиться от лишних посредников».

«Мы» (очень жуткое кино), Джордан Пил, США, 2019

Вторая режиссерская работа Джордана Пила оправдала ожидания киноманов. Изменив актерскому амплуа, Джордан взял в прошлом году «Оскар» за лучший сценарий к фильму «Прочь» (2017), а в нынешнем снял психологический триллер «Мы». Пока это лучший хоррор нынешнего года.

Признаюсь, даже кратко описать фильм без возможного спойлера — очень сложно. Настолько в нем, как в мудреном квесте на выживание, каждая деталь, жест и предмет играют свою фатальную роль. Казалось бы, в фильме полно штампованных приемов классического триллера в виде резко хлопающих дверей, осторожного спуска в подвал под тревожную музыку, глупых пугалок с отражением в зеркале и пролетающих за окном силуэтов чудовищ. Удивительным образом все стереотипы банального ужаса у Джордана превращаются в своеобразную разминку перед основным трюком. Полтора часа ты наблюдаешь на экране какой-то бредовый, дьявольский и местами затянутый сон психически нездорового человека. С тягучим наслаждением демонстрируются предметы интерьера, чтобы впоследствии волшебным образом вернуться к ним как к орудию или способу возмездия.

Вот на экране множество клеток с кроликами, и весь фильм ты недоумеваешь: при чем здесь эти милые животные, какое отношение они имеют к сюжету? Имеют! Да такое, что вам предстоит взвыть от удивления примерно за 10 минут до финала. Или почему вдруг у героев в руках золотые ножницы? Не нож, не удавка и даже не окровавленная бензопила, а именно стильные и красивые ножницы! Или зачем нужно было вводить в сюжет балет и огромный чупа-чупс? От непонимания происходящего, попыток найти аналогии, прочесть скрытые аллюзии мозг вскипает как чайник со свистком, но ради такого изящного и неожиданного финала стоило пройти все стадии зрительского раздражения.

Приготовьтесь к нескончаемым флешбэкам. Основное действие в ленте разворачивается в восьмидесятых годах прошлого века, а потом переносит нас в современную реальность. Маленькая афроамериканка Аделаида заблудилась в парке аттракционов, гуляя вместе с родителями в свой день рождения. Когда отец завис возле аттракциона, а мать отвлеклась, Аделаида забрела в домик с зеркальным лабиринтом, где ожидаемо увидела в одном из зеркал нечто настолько зловещее, что лишилась чувств и дара речи. Девочка выросла и стала красивой женщиной, уехала из родительского дома, благополучно вышла замуж, родила дочь и сына. Однажды в дни летних каникул Аделаида с семьей возвращается в родовое гнездо на отдых, где повсюду натыкается на странные знаки. В панике она просит мужа уехать, но внезапно на лужайке возле дома родители и дети видят четырех человек, которые при приближении оказываются точными клонами каждого члена семьи Аделаиды. Жуткая мистификация и цепь вселяющих ужас событий далее переплетутся в один непрекращающийся кошмар загадок и открытий. Почти не будет крови и неприятных истязаний плоти, но количество трупов на квадратный сантиметр площади превысит все мыслимые пределы и заставит вас внимательнее и уважительнее присмотреться к собственной тени.

Иррациональность фильма: «Забавно, но отсутствие на экране монстра бывает намного страшнее, чем его присутствие».

Дарья Невинская

Фото из открытых интернет-источников

1 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте