Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Люди, Регион
Робототехник Максим Массальский: «Востребованными окажутся творческие личности»

Максим Массальский к своим 23 годам успел поработать преподавателем в Китае и создать собственную компанию по производству роботов. Побеседовав с ним, мы узнали, в каких профессиях со временем машины должны заменить человека и когда в Беларуси стоит ожидать появления беспилотного общественного транспорта.

С победителем республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «Техноинтеллект-2015» Максимом Массальским встретились в учебном классе центра Ленинской РОС ДОСААФ Минска. Именно здесь он создал первых своих роботов, среди которых уменьшенная модель беспилотного автомобиля. Достав эту машину с полки, парень пояснил, в чем ее ценность:

— Это образовательный робот для изучения программирования автономных беспилотных транспортных средств «Роборовер». Создавали мы его с товарищем в 2015 году, когда еще учились в БНТУ на машиностроительном факультете. Тогда в Беларуси не было оборудования, на котором бы студенты могли учиться программировать беспилотные машины. Изначально сделали его для себя, а потом попробовали продавать такие модели. Расчет был на то, что со временем отечественные заводы будут нуждаться в специалистах, способных создавать программное обеспечение для беспилотных машин. Ведь уже сейчас такие профессионалы востребованы на БЕЛАЗе, а через пару лет, уверен, понадобятся заводу по производству электромобилей, что в Минском районе. Для подготовки таких кадров необходимо соответствующее оборудование, которое мы и делаем. Но, к сожалению, о некоторых нюансах мы не подумали.

Слева — робот с датчиком движения, в середине — «Роборовер», справа — машина с камерой для соревнований по программированию беспилотных роботов

— Как я понял, ваши обучающие машины не пользуются особым спросом в Беларуси?

— У нас получилось всего 30 роботов продать в разные школы и университеты. К нашим учебным заведениям не подступиться, они все покупают иностранные наборы, хотя наш стоит в два раза меньше, а знаний дает намного больше.

— В чем причина тогда?

— Мы не учли одну важную вещь: для обучения робототехнике, помимо самих машин, нужны и учителя. В Беларуси, к сожалению, с ними большая проблема. Очень мало грамотных учителей информатики соглашаются работать на низкую зарплату. Для примера: в образовательных центрах Шанхая преподавателям платят 3600–3800 рублей в эквиваленте. Знаю из личного опыта, в прошлом году несколько месяцев проработал там и собственными глазами увидел, как у них все устроено.

— Насколько Китай развит в технологическом плане?

— Думаю, на данный момент Китай — самая прогрессивная страна в мире. Туда приходят все корпорации, которые занимаются производством промышленной и образовательной робототехники. У них сейчас очень много средств вкладывается в школьное и дошкольное образование, различные кружки. Там производится большое количество разнообразных конструкторов по самым разным тематикам: физике, биологии, химии. В образовательных центрах у них гораздо больше оборудования, чем у нас. Причем оно в основном собственного производства. В Китае отходят от импорта идей, загружают собственные фабрики игрушек для изготовления различных роботизированных наборов и разработки соответствующих методичек. У них уже несколько лет очень популярен STEM. Это образовательная дисциплина, пришедшая из США. Она включает в себя несколько предметов: математику, физику, программирование, инженерное дело. Наши образовательные центры также занимаются по этой системе, но пока еще не так активно.

— Что за последние годы у нас сделано в робототехнике?

— Знаю, что в Объединенном институте проблем информатики НАН Беларуси разработали прототип образовательного робота. В Беларуси больше промышленных разработок, чем образовательных. У нас есть фирмы, которые производят роботов-манипуляторов для промышленности и беспилотные летательные аппараты, довольно качественно, на уровне европейских компаний. Однако и они сталкиваются с определенными проблемами. Одна из них заключается в том, что у нас легко разрабатывать софт (программное обеспечение), но сложно заниматься «железом» (машинами).

— За какими технологиями, разработанными за последние годы в мире, вы видите будущее?

— Так как я увлекаюсь автомодельным спортом, меня больше интересует все, что происходит в автомобилестроении. Будущее в этой сфере, на мой взгляд, за беспилотными технологиями. Уже все подошли к этому. Volvo и Tesla разработали такие беспилотные грузовики. А дроны Amazon начали доставлять небольшие товары клиентам в нескольких городах США.

— Когда беспилотные машины появятся у нас?

— Они уже есть. В Жодино делают беспилотные самосвалы «БЕЛАЗ», а в Барановичах — дроны. Однако повсеместно, как сейчас смартфоны, у нас их будут использовать лет через 40, в Китае же через 20. Беспилотные технологии тесно связаны с развитием электромобилей. В Поднебесной электрокары уже постепенно вытесняют машины с двигателями внутреннего сгорания. У нас же пока на них ездят единицы.

Многие зарубежные фирмы озадачены вопросом, как сделать аккумуляторные батареи более мощными. Проблема очень актуальна. Ведь наши смартфоны сейчас становятся куском ненужного металла буквально через день, а максимум, на что способен лучший электромобиль без подзарядки, – 475 километров. По мнению миллениала, тот, кто сумеет решить проблему аккумулятора, будет править миром технологий.

— Каких интересных роботов вы видели в Китае?

— Там есть роботы-полицейские. Небольшие такие бочонки на колесиках с камерами. Они патрулируют улицу и передают всю информацию на пульт управления. Если совершается преступление, по сигналу на место сразу же приезжают обычные полицейские. Таких роботов видел только в Пекине, и лишь на центральных улицах.

Фото: robo-hunter.com

— В каких профессиях машины, на ваш взгляд, заменят человека?

— Уже сейчас роботы активно используются в промышленности. К примеру, они собирают автомобили и упаковывают шоколадные изделия. Через 20 лет на наших заводах машин будет еще больше. Следующим, думаю, будет медицинское направление. Современные манипуляторы способны выполнять высокоточные операции, лет через 25 будет вполне нормальным доверять свою жизнь роботу-хирургу. Далее, с развитием беспилотного транспорта, через пару десятков лет без работы останутся таксисты, водители общественного транспорта и дальнобойщики. Уже практически на всех IT-выставках в США и Европе демонстрируют беспилотные такси, и они вполне неплохо работают по определенному маршруту.

— Смогут ли роботы писать, как журналисты?

— Отчасти — да. Со временем появится какая-то программа, способная собирать новостную информацию из разных источников и компоновать ее в один текст. Но боты точно не заменят журналистов, которые путешествуют по разным странам, общаются с людьми, работают в горячих точках.

— А программистов?

— Их в первую очередь заменят — искусственный интеллект способен писать программы. Уже существует софт, который проверяет разрабатываемые программы на ошибки и дает необходимые рекомендации. Однако все равно человек решает, поправить ему программу или нет. Да и робот, каким бы продвинутым ни был, все равно никогда не сможет изобрести что-либо. Идеи должен формировать человек, а вот реализовывать их все чаще будут машины. Соответственно в будущем востребованными окажутся творческие личности, которые умеют думать головой.

Дополнительно

В начале июня в Минске впервые на фестивале по робототехнике «Роботурнир» пройдут соревнования по программированию беспилотных роботов СodeWheels. Миниатюрные модели машин должны будут проехать по трассе, имитирующей дорожные условия города, по максимуму соблюдая ПДД. Ориентироваться на местности машинки будут с помощью видеокамер. Задача спортсменов — запрограммировать роботов так, чтоб они различали дорожные знаки и соответствующим образом реагировали на них. К примеру, автоматически останавливались на Stop.

Евгений Олейник

Фото автора

3 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте