Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Люди
Наталья Голубева: «Мой творческий принцип — не осуждать, не восхвалять…»

Белорусская писательница и сценарист Наталья Голубева стала лауреатом Минской областной литературной премии в номинации «Проза» за книгу «Кирилл Мазуров. О чем молчало время». Одним из первых поздравил автора с заслуженной наградой корреспондент МЛЫН.BY.

— Почему именно Мазуров стал героем вашей книги?

— Прежде всего потому, что он интересная личность. К тому же Кирилл Мазуров оказался в тени своего знаменитого преемника Петра Мироновича Машерова, причем совершенно незаслуженно! Кирилл Трофимович много сделал для восстановления разрушенного Минска, области, республики в труднейшие послевоенные годы, возглавляя горком, обком партии и Совет Министров. Почти девять лет — с 1956 по 1965 год — был первым секретарем ЦК партии. При нем закладывался фундамент нынешних промышленности, сельского хозяйства, науки, медицины. Приведу лишь один пример. Все знают Заславское водохранилище, которое в народе называют еще Минским морем. Оно появилось во многом благодаря настойчивости и пробивному характеру Кирилла Трофимовича. Проект был мало того что очень дорогой, так еще и суперсложный в реализации — из-за сильно заболоченного дна. Тогда впервые в истории гидротехнического строительства применили силу двух взрывов общей мощностью 40 тонн тротила. А чтобы не пугать жителей Заславля, взрывы специально прозвучали 9 мая 1953 года — многие приняли их за салют Победы. Благодаря построенному возле Заславля гидроузлу удалось решить проблему водоснабжения Минска и подтоплений центра столицы из-за выходившей из берегов Свислочи.

Велика личная заслуга Мазурова и в реабилитации минского подполья, ведь многих его героев незаслуженно обвиняли в предательстве и сотрудничестве с немецкими оккупантами.

С именем нашего великого земляка, 13 лет успешно проработавшего первым заместителем Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, связано строительство многих городов, крупнейших заводов, фабрик, дорог, включая известный БАМ — Байкало-Амурскую магистраль.

И это далеко не весь перечень великих дел Кирилла Трофимовича, настоящего белоруса, доброго, честного человека. Так что книгу о себе он давно заслужил своей яркой жизнью, многолетней деятельностью во благо людей. Прочтите ее — и у вас никогда не повернется язык назвать его уничижительным словом «партократ».

— Вы закончили историко-филологический факультет Гомельского университета, аспирантуру Академии общественных наук в Москве, более двадцати пяти лет находились на государственной и дипломатической службе. Длительное время работали в Совете Министров Беларуси. Насколько полученное образование и управленческий опыт помогают в литературном творчестве?

— Госслужба приучила к четкой системной работе. Ну и, конечно, дисциплинирует договор с заказчиком, который своевременно надо выполнить, несмотря на то, есть у тебя настроение, вдохновение или нет, болен ты или здоров.

Через мои руки проходила масса документов социально-культурной сферы, которую я вела, будучи заместителем начальника управления. Вспомнить нужное нетрудно, это помогает, когда бываю в архивах. Так как пишу сценарии к фильмам и книги, основанные на исторических событиях, для меня самое главное — конкретные факты, документы. Поэтому, как иногда шучу, я живу не только в квартире, но и в архивах, в которых бываю еженедельно.

— Автор, пишущий на исторические темы, рискует услышать критику в свой адрес: дескать, на свой лад трактует те или иные события…

— Да, бывает и такое. Поэтому стараюсь уйти от личных оценок, стремлюсь показать время, эпоху через судьбы людей, опираясь на достоверные документы, воспоминания очевидцев. Мой творческий принцип — никого и ничего не осуждать, не восхвалять. Я как сторонний наблюдатель: не навязываю своего мнения, показываю жизнь, обстоятельства, в которых действуют герои книги или сценария. А как кандидат наук скажу: история — очень точная наука, требующая вдумчивого, аналитического подхода, бережного отношения к датам, цифрам, событиям, личностям.

— Наталья Александровна, так сложилось, что за исторические темы чаще берутся писатели-мужчины, а женщинам лучше удаются произведения о любви, психологические драмы, беллетристика…

— Я не разделяю литературный процесс по половому признаку. Читателю не важно, кто автор произведения, главное, чтобы оно было интересным. К сожалению, сложился стереотип «женская проза», который нередко отождествляют с легким чтивом, где примитивный сюжет с одними эмоциональными переживаниями о неудавшемся замужестве или неразделенных чувствах. Возможно, это кому-то интересно, но по книжным магазинам Минска, Москвы, других городов, где бываю, вижу, что даже прекрасно изданные женские романы уже не пользуются повышенным спросом. Наоборот, возрастает интерес к интеллектуальной литературе, что подтверждает и статистика продаж. Это, безусловно, радует и вдохновляет браться за новые произведения.

— Над чем сейчас работаете?

— Без ложной скромности замечу, что творческие проекты у меня расписаны до 2022 года включительно. Чтобы не насмешить Бога, обо всех задумках и планах, понятно, говорить не стану, скажу лишь о том, что почти на выходе. Сейчас осуществляется перевод с белорусского на английский практически часового документального фильма «Спадчына», снятого киностудией «Беларусьфильм» по моему сценарию. Он о наших духовных корнях, о вере, о возрождении национальной культуры, сохранении наших святынь и памятников. Параллельно пишу книгу о неординарной исторической личности, Надежде Грековой (к сожалению, полузабытой). С 1938 по 1947-й она была председателем Верховного Совета БССР, а по совместительству еще и секретарем ЦК ВКП(б). С ее именем связано воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 году. С первых дней войны она занималась эвакуацией промышленных предприятий, несколько раз переходила линию фронта… В общем, как и в случае с Кириллом Мазуровым, само время требует восстановить историческую справедливость, воздать должное человеку, много сделавшему для республики и своего народа.

Григорий Солонец

Фото: Павел Орловский

2 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте