Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
История, Регион
Как переход на метрическую систему в Канаде едва не стал причиной крушения самолета

В начале 1980-х канадское правительство окончательно решило перейти с английской на метрическую систему мер. Переход с фунтов на метры помог унифицировать расчеты практически со всеми странами. С другой стороны, из-за неизбежной путаницы то и дело возникали казусы. Так, однажды едва не погибли 69 человек.

Вылетать или нет?

Утром 23 июля 1983 года пилоты авиакомпании Air Canada 48-летний Роберт Пирсон и 36-летний Морис Куинталл прибыли в аэропорт Монреаль-Дорваль (сейчас он носит имя Пьера Эллиота Трюдо) для подготовки к очередному рейсу в Эдмонтон с технической остановкой в Оттаве. Экипаж подобрался опытный: на двоих пилоты налетали свыше 22 тысяч часов. Лететь предстояло на новеньком Boeing 767-233 — лайнер сошел с конвейера всего несколько месяцев назад.

Предрейсовые формальности прошли без видимых замечаний, хотя предыдущий экипаж обратил внимание пилотов на проблему с системой индикации количества топлива. Впрочем, по их словам, летные качества машины от этого никак не ухудшились. По инструкции с такой неисправностью отправляться в рейс было запрещено. С другой стороны, летные службы и механики подписали все документы, разрешающие вылет, а именно их заключение имеет приоритет в спорных ситуациях. Капитан воздушного судна Пирсон принял решение отправиться в рейс. Всего на борту находились 69 человек, включая членов экипажа.

Отказ всех двигателей

Взлет и начало полета прошли штатно. Лайнер занял положенный эшелон в 12 тысяч метров. Спустя некоторое время бортовой компьютер подал сигнал: давление в топливной системе первого (левого) двигателя упало до критических значений. При этом счетчик топлива показывал, что горючего в самолете достаточно. Из-за конструктивной особенности (бак прямо над двигателем) пилоты отключили топливный насос и пустили керосин самотеком. Одновременно такой же сигнал прозвучал и от второго (правого) двигателя, а спустя несколько секунд левый вовсе перестал работать. Пилоты приняли решение садиться в ближайшем крупном аэропорту — в Виннипеге.

Посадка на одном двигателе — нештатная ситуация. Но приземлиться в таких условиях для опытных летчиков не составляло большого труда. Однако через несколько минут после смены курса пилотов ждал еще один сюрприз: глухой протяжный сигнал «бом-м-м-м». Это означало, что оба двигателя прекратили функционировать и самолет превратился в огромную планирующую груду железа.

Одновременно на борту пропало электричество. Как следствие — отключилась приборная панель, в том числе вариометр, отвечающий за измерение скорости снижения судна. В распоряжении экипажа остались лишь резервные приборы, запитанные от аварийного генератора. Еще более тревожной новостью стало падение давления в гидравлической системе. Положение дел частично компенсировала аварийная турбина, работающая с помощью набегающего потока воздуха.

Времени для маневра у пилотов оставалось немного. Пока командир управлял самолетом (у него были навыки планирования), второй пилот судорожно искал в аварийной инструкции главу об управлении судном с неработающими двигателями. Как ни странно, такого раздела не оказалось. Командир высчитал оптимальную скорость при снижении (около 400 км/ч). Однако по показаниям высотометра и подсказкам диспетчера стало ясно, что до Виннипега самолету не дотянуть — судно снижалось на 1500 метров каждые 19 километров полета. Нужно было принимать другое решение.

Авиабаза «Гимли»

Тогда Пирсон вспомнил: недалеко есть армейская авиабаза, на которой он когда-то служил. Правда, пилот не знал, что ее закрыли и перепрофилировали в трассу для гонок (установили разделительный барьер). Как раз в тот вечер там проходил семейный праздник, организованный местным автоклубом, на который пришло немало людей. Это в некоторой степени помогло пилотам — на полосе светили огни и облегчали поиск места посадки.

Командир обратил внимание на избыток высоты и скорости. Дальнейшее снижение еще больше бы ее увеличило, тем самым усложнив посадку. Пирсон прибег к необычному для больших самолетов маневру — скольжению на крыло. Грубо говоря, самолет заходил на посадку практически боком, из-за чего ухудшалась его аэродинамика и снижалась скорость. Но при этом ослабло давление на аварийную турбину, гидравлическая система практически перестала работать. Лишь в последний момент перед касанием пилотам удалось выровнять самолет.

Посадка получилась жесткой: практически сразу сложилась стойка переднего шасси, после чего нос судна «зачерпнул» землю. Из-за резкого торможения лопнули покрышки. Люди, находившиеся на полосе, успели разбежаться — самолет остановился в считанных метрах от них.

Парадоксально, но несмотря на жесткое приземление, пострадали только 10 пассажиров. Большинство — при эвакуации по аварийным трапам (хвост самолета был поднят и трап немного не доставал до земли). На судне начался небольшой пожар, однако его быстро потушили подоспевшие зрители автошоу.

Позже пассажиры рассказывали, что до последнего вообще не понимали, что с самолетом что-то не так. Подозрения возникли, лишь когда пилот практически боком стал приближаться к земле.

Причина аварийной посадки

Аварийный Boeing стал одним из первых самолетов, на борту которых количество топлива указывалось в литрах и килограммах, а не в галлонах и фунтах. Остальные воздушные суда работали по прежней системе.

При дозаправке наземные службы по старинке использовали переводной коэффициент, применяемый для галлонов. Это и стало причиной аварийной ситуации.

Предотвратить инцидент могли пилоты, хотя по инструкции проверку количества топлива должен делать бортинженер. Однако эта модель Boeing опять-таки стала первой, где такая должность не была предусмотрена. Фактически пилоты оказались невольными заложниками ситуации. Вспомним и о том, что в самолете была неисправна система контроля количества топлива (неверные данные ввели вручную). Недостаток системы посчитали чисто техническим и объем авиационного керосина на всякий случай проверили с помощью поплавка непосредственно в баке. Но и в этот раз техники применили для расчета старый коэффициент. В конечном итоге ошиблись все.

Таким образом в баки вместо необходимых 20 089 литров залили только 4916. Практически в пять раз меньше запланированного — керосина хватило бы только на 40% пути.

Судьба самолета и экипажа

Аварийный Boeing простоял на авиабазе «Гимли» всего два дня. После мелкого ремонта судно своим ходом улетело в аэропорт приписки. После самолет исправно отлетал еще 25 лет и в 2008-м отправился на вечную стоянку в пустыню. Летом 2018-го фюзеляж разрезали на металлолом.

Пилоты же фактически стали национальными героями и успешно продолжили карьеру. Командир воздушного судна Пирсон вышел на пенсию только в 1993-м. Второй пилот Куинталл в 1989 году сдал экзамен на капитана и на различных суднах пролетал еще более десятка лет.

Александр Новохрост

Фото: ru.wikipedia.org, en.wikipedia.org, teranews.net, скриншот с Youtubeканала «Парадокс»

3 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте