Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Люди
Клоун-легенда Александр Воронецкий: «Цирк — искусство для взрослых»

«Мулявинские» усы, льняная рубаха, глаза с хитринкой. Молодечненца Александра Воронецкого знают все поклонники советского цирка. Заслуженный артист БССР и России объехал не один десяток стран. О курьезных случаях на манеже, любви зрителей и исчезновении лошадки, подаренной Никулиным, клоун-легенда рассказал МЛЫН.BY.

Александр Воронецкий показывает сувениры, привезенные из разных стран мира. Вот фигурка слона, приобретенная в Индии, а вот шкатулка из уникального мрамора — ее подарили в Афганистане. За полвека, что были посвящены цирку, дома собралась коллекция дорогих сердцу вещей.

Веселого клоуна любили и взрослые, и дети. Однажды во время выступления прямо к барьеру манежа спустилась маленькая девочка. Протянула игрушечную лошадку и прошептала: «Дядя, это вам!» Этот подарок Александр брал с собой на гастроли более 30 лет.

Так увлекся выступлением, что угодил в оркестровую яму

В 1960-е годы в родной город Александра — Молодечно — переехал жить бывший цирковой артист Семен Чаповский. При Доме культуры железнодорожников он организовал кружок детского цирка, куда сразу записалось около 300 ребят, в том числе и Воронецкий. Со временем, конечно, большинство отсеялось. Осталось всего 15.

— У нас была полноценная цирковая программа: воздушные номера, эквилибр, жонглирование, иллюзион и многое другое, — вспоминает Александр Арсеньевич. — Выступали перед механизаторами во время уборочной, ездили по сельским клубам. Первое время я работал с вольно стоящей лестницей: жонглировал, наливал воду в графины, стараясь сохранять равновесие. На одном из концертов так увлекся, что угодил в оркестровую яму. Обычно ее закрывали, а тогда почему-то забыли. Так я и улетел с высоты около двух метров. Сустав на ноге увеличен до сих пор…

Позже Семен Чаповский предложил Александру попробовать себя в клоунаде. И вскоре Воронецкий вместе с партнером Федором Гулевичем стали лауреатами всесоюзного конкурса народных цирков, который проходил в Минске. Когда на сцене появлялись два молодых парня с репризами, зал просто замирал. Клоуны представили традиционное антре «Вильгельм Телль». Александр исполнял роль «меткого» стрелка, который пытался пронзить стрелой яблоко на голове своего приятеля. Но дело не ладилось: предприимчивый напарник фрукт постоянно съедал. Аплодисменты не смолкали долго. На поклон артисты выходили не меньше пяти раз.

Где бы ни появлялись симпатичные весельчаки — везде становились королями манежа. И однажды воспитанников народного цирка пригласили на работу в Минский государственный цирк.

— Тогда мне не было и 18. Директор цирка Михаил Марусалов приехал к нашим родителям, чтобы те дали свое согласие, — рассказывает Александр. — До зачисления в «Союзгосцирк» мы учились в цирковой студии. А в конце 1960-х я отправился на свои первые гастроли. Побывал в Днепропетровске, Харькове, Ижевске, Симферополе, Душанбе…

Лошадку, подаренную Никулиным, украли на гастролях

Вместе с партнером Александр служил в армии, в гвардейской Таманской дивизии. Подразделение не только проходило боевую подготовку, но и участвовало в художественной самодеятельности. В одном строю были Владимир Гостюхин, Семен Мороз, Владимир Носик — целая плеяда будущих знаменитых советских артистов. На армейских фотографиях, которые хранит Александр, напутствия знаменитых коллег.

Вернувшись в Минск, Александр познакомился с артистом Юрием Бирюковым. Тот и подбросил интересную идею — освоить жонглирование чугунками. Так у партнеров Воронецкого и Гулевича появился номер, который стал одним из самых любимых и узнаваемых.

— Бирюков предложил смастерить чугуны из папье-маше, но они получались слишком легкие, — вспоминает Александр. — Я задумался: что если взять настоящие? Вооружились ухватами и начали тренироваться. К одной из реприз сделали гигантский чугун, в котором можно было выкатываться на манеж. Влетел он нам, конечно, в копеечку. А потом я захотел, чтобы чугуны «запели». Для этого приходил в магазин и с помощью камертона проверял звучание чугунной посуды. Представляете, как на меня смотрели окружающие? А я подобрал нужные! С их помощью даже гамму можно было сыграть!

Курьезов, связанных с чугунками, было предостаточно. Однажды осколок реквизита, которым ловко жонглировал клоун, улетел в зал.

— Делал ложный замах и не заметил, что чугунок треснул, — рассказывает Александр Воронецкий. — Один из зрителей, крепкий мужчина, поймал осколок словно вратарь. Он взял кусочек и, направив его в мою сторону, крикнул: «Держи!» Я — быстро к барьеру: «Не надо!» Зал смеется, думает, что так и должно быть…

В Минске Александр встретил свою будущую жену — воздушную гимнастку Ольгу Белоусову, или, как он ласково ее называет, Лялечку. Вместе супруги прожили 40 лет. Ольга была уникальной артисткой. Финальный трюк номера, который она исполняла, невозможно повторить. Александр наблюдал за ней затаив дыхание: «Как же это ей удается?» Артист хорошо помнит их самую первую встречу. Красивая девушка несла тяжелые сумки, а Александр вызвался помочь… После свадьбы супруги получили квартиру в Саратове, но появлялись там крайне редко: большую часть времени проводили в разъездах. А когда Александр остался один, он вернулся в родное Молодечно.

В творческой копилке Александра Воронецкого — больше 40 реприз. За время подготовки номеров он перечитал множество литературы, а в 1986 году закончил ГИТИС по специальности «Режиссура цирка». Диплом о высшем образовании подписывал знаменитый клоун и актер Никулин. С Юрием Владимировичем Александру довелось встречаться не один раз.

— Никулин нам даже подарил лошадку — серенькую нераскрашенную заготовку для нашего номера, — улыбается Александр. — Надеваешь на себя и «едешь». И как было обидно, когда на гастролях в Саратове ее украли из контейнера с реквизитом!..

Настоящий цирковой номер — это художественное произведение

В дуэте с Федором Гулевичем Александр Воронецкий проработал 25 лет, а затем его партнером стал выпускник циркового училища Сергей Панов. У артистов были уникальные образы, свое видение и отношение к цирковому искусству. Репризы имели национальный колорит. Вдобавок артисты стремились не просто рассмешить зрителей, но и заставить их призадуматься.

— Всегда считал, что цирк — искусство для взрослых. Разве ребенок сможет оценить сложные акробатические номера? Настоящий цирковой номер — это художественное произведение, которое живет не одно поколение. На его создание порой уходят годы. Подготовка трюков, изнурительные репетиции. В советское время коверные клоуны относились к артистам спортивно-акробатического жанра. Поэтому различных силовых упражнений в наших выступлениях было немало. Основная задача коверного клоуна — дать возможность подготовиться к выходу на арену другим артистам. Пока устанавливается реквизит, удержать внимание на себе.

Александр Арсеньевич с ностальгией вспоминает моменты циркового прошлого. Говорит, что желание работать есть до сих пор. В родительском доме бережно хранит уникальный сценический реквизит. С таким ценным запасом — хоть сейчас на манеж…

Дополнительно

В 1979-м Александр Воронецкий получили звание заслуженного артиста Беларуси. В 2001-м стал заслуженным артистом России. Дважды был награжден медалью «За большой вклад в развитие российского цирка». Имеет грамоты министерств культуры Беларуси, Украины, Латвии, Чечено-Ингушетии, Удмуртии. Выступал с шефскими концертами в Афганистане.

Анна Халдеева

Фото автора и из личного архива героя

1 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте