Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Регион, Технологии
От приложения для общения с глухонемыми до квест-экскурсий: топ-5 проектов школьников от МЛЫН.BY

Школьники и учащиеся учреждений профессионального образования Минщины не перестают удивлять членов жюри конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся. В этом году на 22-е по счету областное мероприятие было подано свыше 700 проектов, из них в заключительный тур прошли порядка 250 исследований — они были представлены в 19 секциях. МЛЫН.BY выбрал пятерку работ из различных секций, которым члены жюри присудили первые места.

 В помощь олимпиадникам

Секция: «Математика»

Название работы: «Разговорчивые великаны»

Научный руководитель: учитель математики Елена Чура

Учреждение образования: гимназия № 3 г. Борисова

Трое юных борисовчан — Кирилл Белый, Анастасия Жерносек и Виктория Денисова — почти год работали над проектом, который может быть использован при подготовке учащихся к математическим олимпиадам.

Работа «Разговорчивые великаны» посвящена нестандартному использованию приемов теории вероятностей для решения прикладных задач, связанных с обработкой речи. Цель исследования — расчет вероятности произнесения монолога в соответствии с условиями задачи.

— Мы с одноклассниками нередко участвуем в турнирах юных математиков, где попадаются интересные задачи. И вот одну из них мы решили исследовать и написать по ней научную работу, — рассказывает Кирилл Белый. — У этой задачи нет общего решения, то есть школьник сам должен найти его. А прочитав нашу работу, ему не придется тратить много времени на его поиск — он сможет с легкостью применить наши способы решения, если ему попадется подобная задача. Кстати, в этом году мы опять ездили на турнир юных математиков, и там тоже была подобного рода задача, только с другим условием. Так что наш способ решения пригодился не только нам, но и другим ребятам, которые ознакомились с нашим проектом.

К слову, это третья исследовательская работа борисовских школьников. Первые две они тоже возили на областную конференцию, но призовых мест не занимали. Однако на международном конкурсе проектно-исследовательских работ «Призма» в Москве труд ребят был вознагражден — один из проектов был удостоен диплома первой степени.

Безмолвный диалог

Секция: «Информатика»

Название работы: «“Contact” – мобильное приложение для общения с глухонемыми»

Научный руководитель: учитель информатики Владимир Жук

Учреждение образования: средняя школа № 11 г. Слуцка

Одиннадцатиклассник из Слуцка Артур Царикович презентовал на конкурсе мобильное приложение для общения с глухонемыми.

Артур создал мобильное приложение, которое позволяет распознавать индивидуальные жесты человека, недавно потерявшего дар речи.

— Более чем у 1,4% мирового населения есть проблемы с речевым аппаратом — это сопоставимо с современным населением Германии, — отмечает Артур. — Кроме того, согласно Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от инсульта страдает 15 миллионов человек, а среди типичных для инсульта неврологических нарушений можно выделить частичный или полный паралич, дефекты речи или ее полная потеря, нарушения зрения, слуха, потеря памяти.

По словам школьника, больному овладеть стандартным языком жестов после таких потрясений крайне сложно, а порой даже невозможно — из-за неспособности управлять обеими руками или некоторыми пальцами рук. К счастью, в некоторых случаях, могут помочь дорогостоящие технологии. Правда, в последнее время на их замену приходят более дешевые инновации, однако и они по-прежнему являются недоступными для человека со средним заработком. Но проект «Contact» решает эти проблемы.

— Главная идея проекта — научиться распознавать индивидуальные жесты каждого человека с помощью камеры в смартфоне, — поясняет юный исследователь. — Это возможно при помощи алгоритмов машинного зрения и распознавания изображений. Таким образом, мобильное приложение «Contact», может обойтись практически бесплатно для 3/4 населения Земли. Для его использования нужно лишь иметь смартфон и скачанное из Play Market приложение «Contact».

Деревенский квест

Секция: «География XXI века: взгляд юного исследователя»

Название работы: Разработка краеведческих квест-экскурсий на основе топонимического материала

Научный руководитель: учитель информатики Денис Радвилович

Учреждение образования: Турец-Боярская средняя школа Молодечненского района

Квест-экскурсии вместо краеведческих. Десятиклассница из Молодечненского района Виктория Павловская предлагает туристам не только узнать о чем-то новом, но и решить логические задачи, познавательно и увлекательно провести время.

В последнее время краеведческие экскурсии постепенно теряют свою актуальность. На смену им приходят квесты. Поэтому Виктория решила выяснить, насколько продуктивно совмещать квесты с экскурсией. Одна из задач девочки — развить у местных жителей интерес к изучению родного края.

— Я продолжаю исследование выпускника нашей школы Максима Алисейко. В свое время он составил список главных достопримечательностей деревни, я по ним сделала экскурсии и создала специальное приложение, — рассказывает десятиклассница. — Чтобы познакомиться с историей нашей деревни, нужно зайти на сайт izi.travel и получить доступ к двум турам с аудиосопровождением — «Сцяжынкамi роднага краю» (пешая) и «Клiчуць дарогi ў бясконцыя далi…» (велосипедная).

Кстати, эти две экскурсии старшеклассница презентовала на конкурсе исследовательских работ год назад и заняла там третье место. В этом же году Виктория решила не останавливаться на достигнутом и создала квест-экскурсию, став победителем своей секции.

— Начальная точка квеста — школа. Чтобы перейти к следующему объекту, нужно отгадывать загадки, — поясняет юная исследовательница. — По времени квест занимает час-полтора. Часть учеников нашей школы уже опробовали новинку, и она им понравилась.

К слову, скачать квест-экскурсию можно в приложении магазина Play Market.

Лучшее время для жизни: тогда или сейчас?

Секция: «Человек и современное общество»

Название работы: «Фиантность денег и уровень жизни отдельно взятой белорусской семьи в 1961, 1987, 1994 и 2019 годах»

Научный руководитель: учитель истории Алеся Галенко

Учреждение образования: средняя школа № 9 г. Жодино

Одиннадцатиклассники из Жодино Кирилл Ляшневский и Никита Щекотов провели серьезное исследование, сравнив покупательскую способность денег в 1961, 1987, 1994 и 2019 годах на примере своих семей.

— Идея работы принадлежит нашему классному руководителю Алесе Галенко. Ее муж собирает старые деньги и у него в коллекции нашлись купюры эпохи правления Екатерины II, — рассказывает Кирилл Ляшневский. — Я, кстати, тоже нашел пару образцов старых денег, когда гостил у бабушки. Изначально мы хотели начать исследование со времен Екатерины II и до нашего времени, но из-за простой нехватки времени решили отказаться от этой идеи и сузили временные рамки.

Работа ребят состоит из презентации с таблицами и диаграммами, необходимую информацию они искали в интернете. Старшеклассники изучили стоимость товаров и услуг в разные периоды времени и пришли к выводу, что современный уровень жизни в сравнении с прошлыми периодами достаточно высокий, и среднестатистическая семья может приобрести большее количество товаров и услуг, чем в предыдущие годы. Особенностью данной работы является использование, наряду с методом информационного анализа, метода интервью с представителями разных поколений семей юных исследователей.

— За основу мы брали потребительскую корзину моей семьи, где мама преподаватель, отец инженер, воспитывающие двоих детей. Смотрели, сколько они получали в разный период времени и что могли позволить на эти деньги, в частности, подсчитали, сколько уходило на питание, проезд, коммунальные услуги. Также выясняли, сколько денег родители могли отложить после оплаты необходимых для жизни товаров и услуг. Например, подсчитали, сколько зарплат необходимо было чтобы купить автомобиль в те годы и в наше время, — поясняет юный исследователь. — И наша гипотеза подтвердилась. Прожить на зарплату сложнее всего было в 1994 году, а вот в 1961 и 1987 годах уровень жизни был примерно одинаковым. Но лучше всего живется в нынешнее время.

Шпаргалка для иностранцев

Секция: «Немецкий, французский, испанский, китайский языки, филология, страноведение»

Название работы: «Откройте для себя Слуцк!»

Научные руководители: учитель немецкого языка Татьяна Сорока и учитель информатики Ольга Лабкович

Учреждение образования: гимназия № 2 г. Слуцка

Десятиклассник из Слуцка Владислав Алешко подробно изучил возможности проведения свободного времени для подростков в Слуцке и представил результаты своего исследования в виде авторского немецкоязычного веб-сайта.

— Работал над исследовательским проектом с весны этого года, — вспоминает школьник. — Тема была выбрана неслучайно — к нам достаточно часто приезжают гости из Германии. Русского языка они не знают, поэтому им проблематично было найти информацию о достопримечательностях нашего города, местах общепита, работе музеев и т.д.

Старшеклассник создал сайт на немецком языке, состоящий из пяти разделов, где можно ознакомиться, например, с историей Слуцка, составить экскурсионный маршрут, найти информацию о спортивных объектах, популярных кафе.

— Представленная на сайте информация может быть полезной как немецкоговорящим туристам, так и немецким волонтерам, которые посещают гимназию по проекту «Школы — партнеры будущего», а также может быть использована на занятиях объединений по интересам по немецкому языку, — говорит Владислав. — Скоро нашу школу планирует посетить гость из Германии, и мы обязательно предложим ему изучить наш сайт, а потом поинтересуемся, была ли полезной ему информация.

Юлия Брожина

Фото предоставлено Минским областным институтом развития образования

7 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте