Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области, Регион
Началось с котов-герцогов — как технолог завода «Зенит» в Вилейке стала кукольным мастером

Анастасия Михайлова родом из Новосибирска, в Вилейку ее много лет назад привезли родители — молодые специалисты пришли работать на завод «Зенит». Тяга к творчеству у будущей мастерицы проявилась еще в детстве.

— В садике всем говорят: «Нарисуйте дом!», а я еще кучу деталей дофантазирую, — вспоминает собеседница.

По образованию Анастасия — техник-технолог по обработке металла на станках с ЧПУ. Даже на заводе поработала, потом на рынке торговала — в 1990-е, вспоминает, было трудно с работой. Творчество всегда нравилось. Анастасия помогала маленькому сыну с поделками, доставали глину из карьера. Думала, что развивает сына, а оказалось — себя.

— Как пришла идея заняться куклами?

— У родителей лежала пачка журналов на тему интерьеров. Там увидела двух котов-герцогов в нарядах. Эта картинка на много лет осела в памяти. Однажды дозрела и попыталась повторить. Взяла соленое тесто, слепила головы, пошила костюмы. Мне понравилось, что из хаоса — всяких тесемок, кусочков — я сотворила что-то свое. Тогда и поняла: вот чем надо заниматься! Нашла дело, которое успокаивает и доставляет удовольствие. Но куклы тогда вообще мало кого интересовали, и своих котов я подарила подружкам. А позже об игрушках узнали в колледже и пригласили вести кружок. Оказалось, что мое творчество востребовано. Хотелось совершенствоваться, было столько запала! Стала рыть литературу, узнала о полимерной глине, осваивала скульптурную пластику, училась рисовать, шить, конструировать костюм. Поняла, что творчеством можно зарабатывать, стала ремесленником.

— Как рождается образ?

— Попался на глаза кусочек ткани, предмет, украшение или даже своеобразный человек — вот и готов образ в голове. Когда нужно что-то сделать, а вдохновения нет, ищу образ в иллюстрациях. Но куклу делаю по-своему. Случается, работа затягивается, проходит месяц — а у меня уже совершенно другие идеи. Тематика всегда разная: и народные, сказочные персонажи, и представители разных профессий, и работы в жанре фэнтези, в стиле стимпанк. Недавно переключилась на дель арте (вид итальянского народного театра. — Авт.). Там и Арлекино, и шуты, и Тарталья. Мне нравится создавать парики, увлекает сложность процесса. Недавно сделала трех котов Бегемотов из Булгакова. Кстати, «Мастер и Маргарита» моя настольная книга. Все коты получились разные, но персонажи узнаваемые. Есть у меня и коллекция шутов: все похожи, но при этом разные.

Кстати, всегда интересуюсь у заказчика, как он представляет себе свою будущую куклу. Случалось, мне даже привозили фрагмент обоев и обивки мебели — чтобы изделие подошло под интерьер. И образ видит каждый по-своему. Недавно делала домовых. Одна хозяйка видит так, вторая — иначе.

— Любой человек может сделать куклу?

— Думаю, нет. Это кропотливый, тяжелый труд и бесконечные муки творчества. Изготовление одной куклы может занять и месяц. По натуре я неусидчивая, но, если мне что-то не нравится (вылез клей или просто что-то не подходит к образу), переделываю по 200 раз! Принцип «пойдет и так» не для меня, мне важно ощущение полноты и завершенности.

— Расскажите подробнее о портретных куклах. Вы копируете людей?

— Не совсем (улыбается). Я делаю похожее лицо и дополняю образ деталями. Сложность этого направления в том, что прототип куклы — конкретный человек с его характером и эмоциями. У меня зачастую не хватает знаний об этом человеке. Чтобы почувствовать, его нужно видеть, знать, как он ведет себя в каких-то жизненных ситуациях. Как раз такими деталями, присущими только этому человеку, и дополняется кукла.

Например, если это программист, то рядом поставлю ноутбук, а если он лидер в команде, ставлю его на пьедестал и надеваю на голову корону с намеком на шарж. Но здесь очень тонкая грань — нужно передать образ понятно, реалистично и при этом не обидеть человека. Поэтому часто расспрашиваю близких героя, чтобы понять, какой он, и не сделать из шута короля или наоборот. Создавать образ очень увлекательно, но одновременно сложно, отдавать такую работу всегда страшно, я не знаю реакции человека.

— Вы разносторонний мастер?

— Да, мне все интересно. Я освоила изготовление барельефных панно, диораму (лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. — Авт.). Объем на плоскости я вижу плохо и если бы училась, то только на скульптора. При изготовлении диорамы в ход идут гофрокартон, камни, стружка, сухоцветы. Есть у меня дома три коробки «запчастей» — болты, гайки, стрелки, ключи, спицы от зонта. Все это использую. Например, те же стрелки могут быть в панно на часах, камень — деталь деревенской улицы.

Мне понравился белорусский лен, он словно дышит солнцем. Работы получаются теплые, в них нет вычурности и пестроты. Одно из последних увлечений — ватное папье-маше. Вата — очень удачный материал. Из нее можно сделать любую игрушку вплоть до старинного Деда Мороза.

— Что еще не освоили в кукольном деле?

— Хотелось бы научиться делать более реалистичные лица, человека в костюме до мелочей. Мне импонирует эпоха Ренессанса, время взбитых париков, лент, галунов и кружев. Эта эпоха перекликается с венецианской темой, с карнавалом, история которого уходит еще во времена Древнего Рима. Мне это нравится. Яркое, но со вкусом.

Яна Неверович

Фото автора и из личного архива героини

10 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте