Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области, Регион
В мемориальном комплексе «Хатынь» открылась выставка белорусского живописца Святослава Федоренко

Название экспозиции, «Художник, который рисует время», выбрано не случайно. Великая Отечественная война, Чернобыль, люди-легенды Беларуси — полотна Святослава Федоренко отражают историю нашей страны. Два года назад художник обратился к теме хатынской трагедии — написал картину «Памятайце! Покліч Хатыні». Эта работа в числе других представлена на выставке.

На большом полотне отражена кульминация страшной трагедии: люди, полные ужаса, в охваченной пламенем одежде выбегают из горящего сарая. Смертельно раненая Анна Желобкович, жительница Хатыни, прикрывает собою сына Витю. Страх на лице 56-летнего Иосифа Каминского, единственного выжившего в той трагедии… Такими увидел и запечатлел последние минуты существования деревни Святослав Федоренко. Живописец признается — психологически сложно было писать эту картину:

— Художник — это нерв земли, поэтому он не может оставаться равнодушным ко всему, что волнует народ, современников. Прежде чем написать картину, я глубоко погружаюсь в материал. Все, что имеет отношение к Хатыни, — это кровь, слезы, боль. И эту боль я пропускал через себя.

К теме Хатыни он пробовал обратиться еще в 1980-е годы. Говорит, даже сделал небольшую зарисовку, только с другого ракурса. Запечатлел людей, которых фашисты запирают в сарае, чтобы поджечь. Это были последние минуты еще живых людей, взгляд изнутри. Идея осталась в виде зарисовки. И только в 2018 году Святослав Федоренко понял, как именно хочет отразить смерть Хатыни. Так родилась картина «Памятайце! Покліч Хатыні».

— Года полтора назад Святослав Николаевич позвонил нам и сказал, что у него есть замысел написать картину, посвященную трагедии деревни, — рассказал директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский. — Нас это приятно удивило: впервые за прошедшее десятилетие художник обратился к этой теме. Тем более что нас не балуют вниманием мастера кисти. Мы встретились в мастерской живописца, и я как историк, который занимается этой темой, позволил себе внести некоторые поправки в его работу. Святослав Федоренко очень внимательно отнесся к моим замечаниям. Мы дали ему информацию, фотографии — он со всем ознакомился и внес коррективы на полотно.

Артур Зельский признается: когда увидел готовую работу, решил, что комплекс должен ее приобрести. Об этом вели переговоры с автором. Каково же было удивление директора «Хатыни», когда во время открытия выставки Святослав Федоренко объявил, что дарит свою работу комплексу.

— Именно здесь она должна находиться. В этих стенах она нашла свое место, — объяснил свое решение художник.

Дополнительно

Всего на выставке представлено 19 работ, в том числе на тему Великой Отечественной войны. О событиях 1941–1945 годов Святослав Федоренко знает не из учебников. Его отец, белорусский живописец Николай Федоренко, был членом партизанского отряда, затем солдатом действующей армии. Он носил с собой в кармане огрызок карандаша, блокнотик. Когда получалось, рисовал фронтовые сюжеты, зарисовки, портреты бытовых товарищей. Эти работы также частично представлены на экспозиции.

Галина Наркевич

Фото: Павел Шнип

32 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте