Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Регион, Технологии
Как в Радошковичах работает бесплатный клуб программирования для детей

По вторникам занятия для двенадцати четвероклассников Радошковичской средней школы начинаются на час раньше. Ведь в этот день работает бесплатный клуб программирования CodeClub, где ребята вместе с учителем физики, волонтером клуба Светланой Шнейдер учатся писать коды и управляться с компьютерами.

Занятия проходят в лингафонном кабинете. Там у школьников есть ноутбуки, которые соответствуют требованиям нужных программ, и интерактивная доска для наглядной демонстрации кодов. Урок начинается с «разогрева». Светлана Шнейдер показывает учащимся команды из программного кода, а ребята должны сказать, что конкретно они означают. Затем задача усложняется: на интерактивной доске возникает целая программа, а юным кодировщикам нужно прочесть ее и понять, как она действует. При этом запускать операцию нельзя. Весь процесс занимает минут десять-пятнадцать, зато после него ребята с закрепленными знаниями готовы приступать к собственным проектам.

Клуб программирования CodeClub действует в Радошковичской школе всего год. Его основатель, Светлана Шнейдер, большую часть жизни преподает физику. Все изменилось три года назад, когда Светлана узнала, что Парк высоких технологий обучает педагогов программированию на языке Scratch — с его помощью можно создавать игры, интерактивные истории и мультфильмы. При этом команды не нужно писать вручную: они уже заложены в язык в виде блоков, пользователь только соединяет их в определенной последовательности, чтобы создать нужную программу. Окончив дистанционные курсы, Светлана Шнейдер поняла, что Scratch — отличная основа, которая позволяет развить творческие способности детей, помочь в дальнейшем освоить более сложные языки вроде JavaScript или Python, и открыла факультатив по Scratch для вторых классов.

— Когда мои ученики перешли в третий класс, мы столкнулись с проблемой: третьеклассники могли выбирать только один факультатив. Родители решили, что в большей степени нужна математика, а на мой факультатив записалось недостаточно детей, поэтому его закрыли. Но были же те, кого я уже привела к программированию и кому хотелось продолжать! Бросать этих ребят не хотелось. Я стала искать решение проблемы — и нашла CodeClub.

CodeClub — это глобальная сеть энтузиастов, которые запускают бесплатные клубы кодирования для детей 9-13 лет. Инициатива началась в Великобритании в 2012 году, а сейчас ее поддерживают в 160 странах. Основать клуб может любой, у кого есть час свободного времени в неделю и помещение для программирования. При этом опыт кодирования не обязателен: волонтер может учиться вместе с детьми. Все учебные материалы бесплатно предоставляет CodeClub.

— Сначала мы продолжили изучать Scratch. Но когда началась работа со сложными циклами и переменными, стало заметно, что мотивация ребят снизилась. Им нужно работать с чем-то более осязаемым: задать программу и видеть, как она действует. Например, согласно команде открывается настоящая дверь или отстукивается ритм, где можно измерить скорость реакции человека. И тогда я нашла микробит — одноплатный компьютер размером со спичечный коробок, который может выполнять различные программы. Сначала я приобрела один, чтобы понять — то ли это устройство, которое мы сможем использовать для наших проектов. По силам ли это мне и моим ребятам? И поняла, что он дает огромные возможности для кодирования и использования в большом количестве проектов, интегрирующих знание информатики, физики, естествознания и искусства. Тогда я запустила сбор на краудфандинговой платформе и собрала там средства на покупку микробитов, нескольких стартовых наборов с датчиками, робота-машинки и цветного принтера, чтобы печатать ученикам задания.

Сейчас ребята кодируют именно с одноплатными компьютерами — кто-то в одиночку, кто-то экспериментирует в паре. В классе немного шумно, все активно обсуждают, как правильно присоединить провод, почему нужно исправить код и как заставить светодиодный экран мигать. Светлана Шнейдер по очереди подходит к юным программистам и помогает, если нужно.

— Мне нравится, что в CodeClub предполагается свободное общение, много самостоятельной работы, а волонтер не совсем учитель, а скорее организатор и координатор работы, — отмечает Светлана Шнейдер. — Они получают распечатку с уроком, сами изучают руководство и выполняют задания — словом, учатся работать самостоятельно, а это очень важно.

За несколько месяцев школьники уже успели сделать несколько проектов. Например, Кира и Даниил в конце февраля закончили работу над тренажером для устного счета на основе двух микробитов. Новое устройство школьников — музыкальный механизм, который воспроизводит звук и заставляет двигаться метроном из кубиков ЛЕГО в этом ритме. А Лера работает над программой, в которой диод реагирует на интенсивность света. Если уровень освещенности падает ниже заданного, то подключенная к микробиту светодиодная лампочка должна загореться. Работать с проводами для девочки в новинку, зато проще будет потом на уроках физики.

У Алины и Евы на экране компьютера — смайлики. Оказывается, девочки написали программу, которая анализируют силу звука и срабатывает на прикосновения. Если человек кричит, то микробит «расстраивается» и показывает на экране грустную рожицу, а спокойному тону наоборот, радуется. Обеим девочкам больше всего нравится процесс написания кода. У Евы даже есть проект мечты: сделать такую программу, благодаря которой один микробит мог бы показать, какие команды выполняет другой микробит.

— Мне очень понравился «Измеритель любви», — делится Алина. — Если мы хотели измерить уровень симпатии друг к другу, то нужно было держаться за руки и плату и смотреть на экранчик. Показывает большое сердечко — значит, у тебя сильная любовь, а если маленькое — то слабое.

— Как же компьютер понимал, когда какое сердечко надо показывать?

— Он чувствовал! — убежденно говорит Ева и начинает подключать провода к микробиту. — А если лицо было грустное, Светлана Аркадьевна говорила, что над чувствами нужно еще поработать.

— У нас был еще один проект, назывался «Предсказатель»! Тоже работал с нашей платой. Ее подключали к микробиту и задавали любой вопрос, например: «Получу я сегодня “десятку”?», и «Предсказатель» говорил: «Да» или «Нет»!

Конечно, ребята понимали, что запрограммировали случайный выбор ответов «Да» или «Нет». Но все равно искренне задавали свои заветные вопросы процессору.

Микробит с подключенной платой

По словам Светланы Шнейдер, организовать CodeClub в школе — задача осуществимая. Нужно обсудить вопрос с администрацией школы и выяснить, на основе чего его можно организовать. Например, провести клуб за счет часов организационно-воспитательной работы, мероприятий шестого школьного дня с участием родителей. Но первое, что нужно сделать, — это понять, готов ли волонтер постоянно заниматься клубом и следить за обучением новых детей.

— Преимущество такого клуба еще в том, что он бесплатный. Это хорошая возможность для поселка, где не так много занятий. И не нужно ездить на уроки в Минск, платить за занятия, за дорогу, еще и волноваться за ребенка — доехал ли он на маршрутке до столицы. Но самое главное — это нужно детям. Когда позже, в седьмом-восьмом классе, школьники определяются с профессией, выясняется, что они не знают, что им нравится, потому что они не все пробовали. А благодаря таким клубам и факультативам ребята лучше понимают себя. Будут они программистами или нет — это уже другой вопрос, — говорит учитель.

Екатерина Сиводедова

Фото автора

15 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте