:else=`
`]]
Лента Новостей
Последние новости
Происшествия
Мнение и спорт
Самое читаемое

Перспектива или реальность? Какова ситуация с инновационным электротранспортом в Беларуси

Развитие электротранспорта несколько лет назад получило статус национального приоритета. В начале мая Президент ознакомился с отечественными разработками в этой области и высоко оценил их. А на прошлой неделе председатель облисполкома Александр Турчин протестировал первый в нашей стране беспилотный электробус. Подобный транспорт — далекая перспектива или уже реальность? В вопросе разбирался корреспондент МЛЫН.BY.

Национальный приоритет

По оптимистичным прогнозам ученых, к 2025 году в стране будет примерно 100 тысяч владельцев таких автомобилей, а к 2030-му пятую часть мирового автопарка составят электрокары и постепенно вытеснят авто с двигателем.

Экспериментальную модель белорусского электромобиля на базе кузова и шасси небезызвестного Geely SC7 собрали в 2017 году. С тех пор, по словам директора научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Александра Белевича, в этом направлении прошли заметные позитивные сдвиги, но...

— Пока о создании белорусского легкового электромобиля речь не идет, — говорит руководитель. — Почему? Это очень-очень дорого. Целью наших исследований было показать, что мы можем производить сами если не все, то очень многие компоненты для такого транспорта. Экспериментальный образец на 80% белорусский. Есть очень существенный момент, который пока тормозит производство электрокара в нашей стране: стоимость литиевой батареи, которая полностью импортная. Поэтому ставить на поток производство таких авто пока никто не собирается.

[su_box title="" box_color="#ffffff" title_color="#000000"]Если содержание электрокара обходится недорого, то его покупка — удовольствие не из дешевых. В Беларуси трех-четырехлетний автомобиль в среднем стоит порядка 20-25 тысяч долларов, а его электрический аналог — в два раза дороже. Это объясняется высокой стоимостью батареи и электрического двигателя.[/su_box]

Ученые, однако, не ограничились легковым электромобилем. Несколько перспективных разработок сотрудники Объединенного института машиностроения недавно показали Президенту. Это льдозаливочный комбайн с электроприводом, каркасно-панельный грузопассажирский электромобиль Academic Electro, электрогрузовик и даже гоночный кабриолет Electric Roadster, которые журналисты назвали белорусским Tesla.

Характеристики последнего немного удивили: легкий (всего 800 кг), быстрый (до 180 км/ч) и на одном заряде может проехать до 270 км. Пока локализация отдельных компонентов (отечественных) составляет от 20 до 40%, а вопрос о производстве моделей и вовсе остается на уровне фантазии. По словам Александра Белевича, на базе Академии наук может появиться кастомное (отличающееся от обычного. — Авт.) автоателье, которое будет делать единичные эксклюзивные автомобили под заказ на высоком технологическом уровне.

Куда катимся?

На прошлой неделе председатель облисполкома Александр Турчин посетил Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», где протестировал первый в Беларуси . Когда такой транспорт сможет появиться на наших дорогах?

— Мое мнение: не раньше, чем через 5-7 лет, — уверен Александр Белевич. — Это беспилотные технологии, и чтобы их внедрить, понадобится время. Вместе с тем разрабатывается комплексная программа по переводу всего общественного транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев — в крупных городах нашей страны на электрический. Все эти виды производятся в Беларуси.

Если говорить о беспилотном автобусе, нужно учитывать еще один нюанс — законодательный. В ближайшее время вопрос изучат работники ГАИ, чтобы разобраться, как в будущем правильно эксплуатировать «беспилотники» на дорогах общего пользования.

— Если инициативу поддержит Президент, выделим на трассе М3 Минск — Витебск отдельную полосу для движения такого транспорта. В перспективе сделаем опознавательные знаки для «беспилотников», — рассказал начальник отделения по агитации и пропаганд ГАИ Минской области Андрей Гладкий. — Пока же планируем на территории «Великого камня» подготовить экспериментальный участок для движения беспилотного электробуса, чтобы протестировать в целом возможность появления этого транспорта на дорогах страны.

Постоянный ток

По белорусским дорогам сегодня ездит около 500 электрокаров. Владельцы, как правило, жители Минска. Это, собственно, и очевидно, ведь в других городах зарядная инфраструктура пока оставляет желать лучшего.

— Для популяризации электромобилей важнейший и безусловный момент — готовая инфраструктура, — уверен Александр Белевич. — Созданной на паркингах возле крупных универмагов и АЗС сегодня мало. Надо больше думать о магистралях и дорогах областного значения. Так водители не будут бояться остаться без электроэнергии на трассе.

Сейчас на Минщине действуют 18 электрозарядных станций. В этом году еще пять таких станций откроют в районах области.

Личный опыт

Житель Боровлян Максим Григорьев владеет электрокаром уже три года.

— Выбрал этот тип машин, потому что при покупке нового авто не нужно платить дорожный налог и таможенную пошлину (Указ «О стимулировании использовании электротранспорта». — Авт.). Еще один плюс: стоянки для электрокаров повсюду бесплатные. Финансовая выгода очевидна: расстояние 100 километров мне обходится где-то в три рубля — в пять-шесть раз дешевле, чем на бензиновом авто. Есть и бесплатные зарядки. «Заправляюсь» и дома от розетки, и в специально оборудованных местах. Запас хода — от 130 до 160 км на одной зарядке. Ежедневно проезжаю по 30-40 км от дома до работы и обратно. Не нужно стоять в очереди за бензином на АЗС, чинить двигатель и топливную систему, проходить дорогостоящее техобслуживание. Плюс — экология: вредных выбросов нет, машина практически не издает шума.

Экскурс в историю

Официальной точкой отсчета истории электрокаров считается 1837 год. Именно тогда шотландский изобретатель Роберт Дэвидсон представил миру свой электромобиль, в котором могли ехать два человека. Он работал от одноразовой батареи. Презентация следующего электрокара, уже передвигающегося на трех колесах, состоялась в Париже. Его представил француз Густав Труве. Транспорт разгонялся до 12 км/ч и мог проехать 26 км. А в 1899-м русский инженер Ипполит Романов закончил разработку электромобиля, который способен был двигаться без подзарядки около 60 км. Он мог перевозить 17 пассажиров и развивать скорость до 40 км/час — в то время небывалые цифры на спидометре!

До начала XX века электромобили на равных использовались с машинами, работающими на бензине. Однако в дальнейшем последние обогнали их по мощности и скорости, поэтому спрос на электрокары начал падать, а возродился лишь в конце прошлого столетия.

Станислав Лобатый

Фото: Павел Шнип

Mlyn.by © 2012 - 2020 Все права защищены.
Яндекс.Метрика