Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
Компетентно, Регион
В год учим алфавит, в полтора — читаем. А не рано ли? Разоблачаем мифы раннего развития

Желание родителей вырастить из ребенка вундеркинда порой доходит до абсурда. Вместо того чтобы поиграть с малышом, подсовывают ему азбуку, в два года требуют знать столицы стран мира, в три — читать на двух языках. На вопрос: «Зачем?» с тревогой отвечают: «Можем не успеть. После трех уже поздно». Психолог территориального центра социального обслуживания населения Логойского района Ивия Михаськова утверждает, что это типичное заблуждение слишком «активных» мам и пап. Специалист готова разоблачить и другие вредные мифы раннего развития.

Миф № 1. Развивать ребенка надо с рождения. Чем раньше он научится читать, писать и считать, тем умнее будет. И в школе отличником станет!

Я согласна только с первой частью этого утверждения: развивать ребенка нужно с рождения. Но, смотря что понимать под развитием. Если мама помогает малышу познавать окружающий мир, предлагает ему игры на развитие координации, мелкой и крупной моторики — тогда, действительно, чем раньше, тем лучше. Но когда ребенку, едва появившемуся на свет, родители вместо погремушек покупают картинки с буквами и цифрами, — я однозначно против!

В последнее время наметилась тенденция: родители делают из своих детей полиглотов и обучают сразу нескольким языкам. Но сначала должна сформироваться речь на родном языке, и только потом можно задумываться о втором. В данной очередности это будет безопасно для ребенка. И еще, учить второй язык нужно не до трех лет, а позже.

Я бы вообще посоветовала родителям выкинуть из головы фразу: «после трех уже поздно». Так, кстати, называется книга японского инженера, предпринимателя Масару Ибука, который и создал концепцию раннего развития детей. Автор утверждал, что в течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению. Но к обучению чему? Высшей математики? Астрономии? До трех лет главное — заложить основу для приобретения ребенком важнейших жизненных навыков.

Что касается второй части мифа, умения читать и писать в 2-3 года, это еще не гарантия успеха в будущем. У многих маленьких гениев нередко развивается «синдром бывшего вундеркинда», когда ребенок жаждет постоянно демонстрировать свои способности. А тот же Бетховен совершенно не ладил с математикой, Бродский был двоечником, а Чехов дважды оставался в школе на второй год.

Миф № 2. Потешки и стишки уже не актуальны! Пусть учится читать по энциклопедиям и сонетам Шекспира.

Ребенка нужно развивать согласно его возрасту, а энциклопедии и произведения Шекспира оставьте школе. А вот касательно потешек, — с них-то и нужно начинать.

До года развивайте ребенка, читая ему простые сказки, стишки. Взяли малыша на руки — рассказывайте ему все, что происходит вокруг. В этом возрасте большего и не надо. Малыши обожают все сортировать, разбирать: предложите крохе разложить крупные бусины, шарики, фигурки по коробочкам. Хорошо развивают мелкую моторику игры с водой, ближе к году купите пальчиковые краски.

1-2 года. Продолжаем познавать мир и развивать мелкую моторику. Погремушки заменяйте кубиками, пирамидками различного цвета, деревянными пазлами, крупными мозаиками, тоже желательно деревянными. Популярны сегодня игрушки-сортеры всех видов — с животными, овощами и фруктами, геометрическими фигурками.

2-3 года. Самое время предложить ребенку игры для логики, изучения цветов, названий транспорта, животных, также разучиваем с малышом стишки и песенки. Не забываем развивать и творческие способности ребенка: краски и пластилин должны быть всегда под рукой. Больше внимания уделяйте активным играм.

В 4 года ребенок должен уметь, кроме прочего, выполнять простейшие бытовые действия: одеваться, убирать со стола, мыть руки. Абсурдно видеть ребенка, который в 3 года читает и решает примеры, но не умеет застегивать пуговицы и аккуратно складывать свою одежду.

Я призываю родителей не торопить детей, не менять их «схему развития». Мозг ребенка — это сложная система, которая состоит из множества отделов, и каждый отвечает за разные процессы. Вначале формируются подструктуры, ответственные за органы чувств, движения, эмоции, восприятие пространства. И лишь потом отделы, обеспечивающие функции речи, способность к чтению, письму. Если же вы предлагаете ребенку задачу, которая не свойственна данному этапу созревания мозга, то нарушаете тем самым последовательность развития маленького человечка.

Миф № 3. Соседский ребенок в 2 года читает, складывает и умножает. Раз ему все легко дается, то и мой сможет!

Когда слышу подобное, задаю родителям вопрос: «Для чего ребенку в два года читать? Вы хотите, чтобы в три он пошел в школу?». К сожалению, это типичная ошибка многих мам: услышат, как лихо цитирует в оригинале Шекспира 3-летняя соседская девочка и давай своего ребенка «дрессировать». А кто-нибудь знает, сколько сил, времени и слез потратила эта мама, чтобы ее кроха в 2 года стала такой «образованной»?

Вообще, смотреть на других детей, которые, на ваш взгляд, ушли далеко вперед в развитии — неблагодарное дело. Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью: тот, кто в три года уже читает — в пять может немного «притормозить». И дети, которые начали читать гораздо позже, его догонят.

Начинать читать с ребенком можно в 5 лет, знакомить с числами — в 3-4 года. Делать это раньше бессмысленно, ведь у детей еще нет понятия абстрактности. Конечно, можно кроху натаскать: каждый день показывать карточку с буквой «О» и повторять ее звучание. Но для ребенка это не буква, а просто «закорючка». К тому же, чтобы обучить ребенка читать в 3 года, понадобится полгода. А если в четыре-пять лет — 2-3 месяца.

Миф № 4. Я не могу научить ребенка: запишу его в дорогой развивающий центр. Там первоклассные специалисты, они за два месяца сделают из него гения.

Не сделают. К тому же, в хорошем центре двухлетнего ребенка не станут учить грамоте и иностранным языкам. Подобные учреждения не ставят себе такую цель. Здесь могут предложить занятия по развитию мелкой моторики, координации движения, творческих способностей. Плюс общение с детьми в качестве подготовки к садику.

Миф № 5. Каждую свободную минуту ребенок должен проводить с пользой.

Должен кому? Родителям или самому себе? Мамы и папы совершают ошибку, постоянно придумывая для малышей какие-то задания и упражнения. Тем самым они препятствует развитию самостоятельности у ребенка. Стараясь занять каждую минуту малыша, они приучают его полагаться исключительно на других. А ведь в возрасте 2-3 лет важно научить детей не зависеть уже от ежеминутной родительской поддержки.

Миф № 6. Мы вкладываем множество времени, сил и денег в ребенка, поэтому мы хорошие родители. И все это видят.

У меня вопрос к мамам и папам, которые так рассуждают, развивают ли они ребенка, потому что желают ему добра или все-таки боятся быть хуже других? Переживают, что в песочнице или садике какая-то родительница назовет кроху отсталым, потому что в 2 года он не цитирует Байрона и не считает до тысячи?

Быть примерным родителем — не значит с утра до вечера «дрессировать» ребенка, обучая его грамоте, математике и физике. Тем самым вы только лишаете малыша детства, и если он не наиграется в положенное время, то обязательно «доберет» потом. И в какой форме это проявится, никто не знает. Будьте хорошими родителями не для кого-то, а только для своего крохи — давайте ему то, в чем он действительно нуждается и чем интересуется. Не навязывайте ему свои несбыточные мечты. И помните: всему свое время.

Галина Наркевич

Фото из личного архива Ивии Михаськовой и открытых источников

18 1

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте