Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области, Регион
Больше 600 лет стажа на всех — история учительской династии на Вилейщине

Педагогическая история рода Саковичей-Шинкевичей из Вилейского района началась два века назад. Династия насчитывает около 20 учителей и преподавателей, а их общий стаж составляет больше 600 лет. С представителями семейства поговорила корреспондент МЛЫН.BY.

— Почему в нашей семье возникла династия? Наверное, потому, что в ней всегда царил культ знаний, — говорит учитель химии Вилейской гимназии № 1 «Логос» Маргарита Шаблыко. — Думаю, выбор профессии определили искренний интерес к людям, любовь к детям и желание передать свой опыт.

Маргарита Дмитриевна бережно хранит семейные фото. На одной из них — Евгений Сакович, который стоял у истоков педагогической семьи.

— Мой прадед Евгений Фадеевич родился в 1860 году, рос сиротой, но воспитывался царским генералом, который дал ему хорошее образование. Почему прадед остался сиротой, мы так и не узнали. Есть основания полагать, что он был не из крестьян, — говорит Маргарита Шаблыко. — Евгений был учителем начальных классов, почти полвека работал в Могилевской гимназии и селе Большие Немки на Гомельщине, увлекался историей, географией, краеведением и археологией.

Жена Евгения Саковича, Ольга Иосифовна, была грамотной, прививала интерес к русской литературе детям и внукам. Стремление к наукам предки передали четверым детям — Надежде, Владимиру, Любови и Александру. Трое из них пошли по стезе родителей: Александр преподавал математику, стал заслуженным учителем Украинской ССР; Любовь стала учителем биологии; Надежда, как и отец, — учителем начальных классов, ей присвоено звание заслуженного учителя БССР.

— Профессиональный путь Надежда Евгеньевна начала в Ветковском районе Гомельской области — обучала детей и взрослых в отдаленных деревнях. С ветеринарным фельдшером Иваном Васильевичем Шинкевичем они создали семью, в которой выросли трое детей: Дмитрий — мой отец, Евгений и Людмила, — продолжает Маргарита Дмитриевна.

В 1930-е, во время репрессий, Ивана Васильевича арестовали и отправили на несколько лет в ссылку на Дальний Восток. Надежда Евгеньевна осталась с сыновьями одна и позже переехала к мужу в Хабаровский край, где и родилась младшая дочь Людмила. Там, рассказывает Маргарита Дмитриевна, преподавателями детей были не только учителя, но и сосланные актеры МХАТа, другие выдающиеся личности. В 1943 году 18-летний Дмитрий ушел на фронт.

Когда, наконец, наступило мирное время, Надежда Евгеньевна и Иван Васильевич переехали в деревню Куренец Вилейского района, воссоединившись с родными — Любовью Евгеньевной Сакович и Антоном Иосифовичем Холево. Все они преподавали в местной средней школе. Антон Иосифович был учителем русской словесности.

В 1945-м Евгений поступил в Московский институт геодезии и картографии. Младшая дочь, Людмила Ивановна Лемеш, закончила химический факультет БГУ. Начинала работать в деревне Илья, но большую часть профессионального пути прошла в учреждениях образования и здравоохранения Вилейки.

Пройдя страшный путь войны, Дмитрий вернулся к родным, поступил в Могилевский учительский институт. Потом стал преподавать в школе историю.

— Отец начинал работать в Мядельском районе. Там и познакомился с мамой Валентиной Степановной. Она была филологом, преподавателем русского языка и литературы. Ее ученики занимались творчеством, писали конкурсные сочинения. Лучшие работы дети записывали в журнал как образец для подражания и обучения младших. Мои родители пришли в профессию по зову сердца, отдавали детям знания и душевное тепло, безмерную любовь и внимание. Папа преподавал и в моем классе. Был очень требовательным, но при этом любил пошутить и умело балансировал между строгостью и мягкостью. Ученики его уважали, — вспоминает педагог. — Позже отец стал директором Куренецкой школы и возглавлял коллектив на протяжении 18 лет. Он же в 1967 году принимал новое здание школы. Заслуги и достижения отца отмечены наградами, в том числе медалью «За доблестный труд» и званием «Отличник народного просвещения», — вспоминает педагог. — Надо сказать, что в роду мамы тоже были учителя. Среди них — ее двоюродный брат Леонид Бондарь. Жил и работал в Лидском районе, был заслуженным учителем БССР, — уточняет Маргарита Шаблыко.

Любовь Евгеньевна и Антон Иосифович вырастили троих детей. Младшая, Людмила Антоновна Холево, также стала педагогом. Прошла путь от воспитателя детского сада до преподавателя психологии на факультете дошкольного образования педагогического университета им. А.М. Горького (ныне БГПУ им. Максима Танка). Она тоже отличник народного образования БССР.

Слева направо: Сакович Александр Евгеньевич, Сакович Надежда Евгеньевна, Сакович Любовь Евгеньевна

— Представители четвертого поколения учителей — старшая сестра Наталья Дмитриевна Шинкевич, двоюродная сестра Светлана Михайловна Холево, я и мой супруг Иван Серафимович Шаблыко. Старшая сестра трудится в торгово-экономическом колледже города Молодечно. Светлана Михайловна — дефектолог, живет и работает в Гродно. Мы с мужем начинали профессиональный путь в деревне Вязынь Вилейского района, но уже 28 лет живем и работаем в Вилейке. Иван Серафимович предан школе-интернату, в которой семь лет учился сам, а я реализую потенциал в гимназии № 1 «Логос», — продолжает педагог.

Маргарита Дмитриевна, хоть и росла в семье педагогов, быть учителем не собиралась.

— Школу закончила с медалью. Любила математику, физику, русский язык и литературу, историю. Много читала. И в октябрятском, и в пионерском возрасте возилась с малышами. Но думала всегда о других профессиях! О журналистике, потому что была активной и общительной. Думаю, из меня вышел бы неплохой адвокат. Выбирала мучительно долго. В конце концов определилась: выбор будет связан с работой с детьми: или педагогика, или педиатрия. Когда с папой зашли в педагогический институт имени Горького, где училась мама, восприняла его как родной дом: сталинские лестницы, широкие коридоры — все как на домашних снимках. Отцу говорю: «Все, я остаюсь тут!» Эти минуты вспоминаю как момент счастливого озарения, —добавляет Маргарита.

Праправнуки Евгения Саковича получили и получают техническое, экономическое и медицинское образование. Педагогическое — пока никто.

— Найдется ли продолжатель семейного дела? Это зависит от многих обстоятельств, — отмечает Маргарита Дмитриевна.

За годы работы в школе, говорит педагог, у нее случались моменты, когда хотелось уйти. Очень силен был дисбаланс между отношением к работе, уровнем требований и маленькой зарплатой.

— Но, наверное, невидимая связь с родными и любовь к своему делу помогли выстоять, — считает педагог. — Семья — тот фундамент, который помогает человеку в самые сложные периоды.

Яна Неверович

Фото из семейного архива Маргариты Шаблыко

8 1

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте