Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области
От Погоста до Осова — как любанские кооператоры выживают в условиях конкуренции

Магазин на улице Боровика в Любани недавно преобразился — на радость покупателям 

На фоне серьезных неурядиц у коллег любанская потребкооперация выглядит вполне благополучно: 2019-й завершен с прибылью. Но расслабляться не дают крупные торговые сети, которые составляют серьезную конкуренцию. Что кооператоры могут предложить покупателям, узнал корреспондент МЛЫН.BY.

— Ситуация складывается по-разному, — рассказывает председатель правления Любанского районного потребительского общества Николай Корбут. — Так, например, шесть райпо области по итогам прошлого года стали, по сути, банкротами. В том числе Солигорское райпо, шестнадцать сельских магазинов которого передали на условиях аренды нам. От Погоста до Осова — как раз по границе наших районов.

Любанчане еще не знают, радоваться такому подарку или нет. Дело в том, что расстояния очень уж неблизкие. Допустим, в магазин деревни Рог, а это самый край Солигорщины, — под сто километров будет. Да и Осово не ближе.

Тем не менее торговые точки уже наполнили товаром — от изобилия у покупателей глаза разбегаются. И в целом на фоне серьезных неурядиц у коллег любанская потребкооперация выглядит вполне благополучно: 2019-й завершен с прибылью.

Благодаря в том числе и заведениям общественного питания. Тут лидер — пиццерия «Лепим сами», популярное место отдыха городской молодежи. Торговый оборот, если сравнивать с позапрошлым годом, вырос в сопоставимых ценах на 109,5 процента.

На 111,2 процента подросло в райпо производство собственной продукции — мясных полуфабрикатов, хлебобулочных и кондитерских изделий и др.

— Неплохую выручку обеспечивает экспорт. В Казахстан поставляем мясо на кости, в Россию — мясные полуфабрикаты. В Польше и во Франции пользуется спросом свежезамороженная черника, — уточняет Николай Корбут.

Но есть и проблемы. Так, продажа товаров населению в 2019-м составила 91,6 процента от позапрошлогоднего показателя. Началось это не вчера, а с приходом в район крупных торговых сетей, которые составили кооператорам серьезную конкуренцию, оттяпав у райпо солидную часть товарооборота.

И, похоже, на этом не остановятся. Буквально в трехстах метрах от райповского магазина «Купаловский» строится еще один конкурент — солигорское ООО. Кроме «Купаловского» наверняка пострадает и райповская «Журавінка», расположенная неподалеку.

Торговые сети открывают магазины и в крупных сельских населенных пунктах.

— У нас средняя наценка на товары — 18 процентов. Многие позиции в наших магазинах дешевле, чем у конкурентов. Потому-то покупатели последнее время начали возвращаться, например, в наш супермаркет, — говорит Николай Иванович. — Кроме того, торгуем в основном отечественными товарами. Это тоже играет немаловажную роль.

К слову, часть своих магазинов на селе одна известная торговая сеть уже закрыла, даже в таких больших деревнях, как Редковичи, Смольгово и других. Райпо же продовольственные магазины сохранило. В прошлом году только один закрыли — совсем уж нерентабельный. А те непродовольственные магазины, в которых товарооборот упал существенно, переформатировали, объединив с продовольственными под общим названием «Товары повседневного спроса». На мебель, холодильники, стиральные машины стали принимать предварительные заказы.

Торговые точки райпо в Любани и в деревнях осовременили — провели внешний и внутренний ремонт с новой планировкой и оборудованием. Яркий пример — магазин в Обчине.

Есть проблема, которую местные кооператоры решить не в силах.

— В 2002-м, когда стал председателем райпо, на Любанщине проживало 45,5 тысячи человек, а сегодня — 30 тысяч, — констатирует Николай Иванович. — Из-за этого, например, объемы производства хлебобулочных изделий уменьшаются — со 180 тонн в месяц до 150. В ближайшее время будем обеспечивать хлебом соседний Стародорожский район. Возможности для того есть: на хлебозаводе установили еще одну, третью, немецкую печь.

Обнадеживает, что со строительством Нежинского ГОКа население Любани вырастет. Значит, больше станет и покупателей.

Сергей Квиткевич

Фото автора

2 1

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте