Впервые у нас? Регистрация


Вход

Забыли пароль? (X)

Зарегистрированы? Войти


Регистрация

(X)

Восстановление пароля

(X)
В Минской области, Регион
Как борисовские спички стали узнаваемым сувениром в Беларуси и за ее пределами

Коробки со спичками, которые производит «Борисовдрев», последние пять лет радуют интересным и разнообразным дизайном. Наверняка вы обратили внимание на рисунки гербов городов, замков Беларуси или оружия Великой Отечественной.  Как и кто внедряет дизайнерскую палитру и чем живет сегодня единственное в стране производство спичек — в репортаже МЛЫН.BY.

Филумения — это коллекционирование этикеток, коробков, спичек и других предметов, связанных с производством такой продукции. Сейчас «Борисовдрев» — единственное в стране предприятие, благодаря которому филуменисты могут разжиться новым экземпляром для своей коллекции. «Пинскдрев» остановил спичечное производство более полугода назад. А в Борисове продолжают выпускать спички с новым дизайнам коробков. Первой ласточкой стала серия «Гербы городов Беларуси», которая вышла в тираж в 2015 году. Тогда борисовские спички быстро эволюционировали от заурядной бакалеи до приятного сувенира и коллекционного экземпляра.

— Во время проведения модернизации предприятия в 2014 году было установлено новое оборудование и по производству спичек. У нас появилась возможность производить коробки с высококачественными рисунками, — рассказывает заместитель генерального директора — начальник управления по работе с персоналом «Борисовдрев» Андрей Захаренко.

— Не помню, кому именно пришла в голову задумка начать разработку разных тематических серий. Эту идею несколько сотрудников предприятия сформулировали совместно. Мы хотели продвинуть что-то оригинальное. На тот момент спички выпускали в трех городах: в Гомеле, Пинске и Борисове. Решили начать с серии «Гербы городов Беларуси». Все-таки это наша история. Задумка нашла отклик у потребителя, спрос на такие спички был высокий. Было много звонков, люди благодарили, что мы взялись за реализацию этой идеи.

Охотники за новыми экземплярами

Воодушевившись, начали продумывать новые тематические серии для спичечных коробков. Предварительно разрабатывали общую тему для конкретной серии и сообщали свои пожелания типографии. Дизайнеры типографии разрабатывали макеты и отправляли их предприятию на согласование. Если интересы сторон совпадали, приступали к серийному производству новой тематики. Количество тематических серий на спичках уже перевалило за десяток.

— В нашей стране много исторических мест, о которых стоит рассказывать, — считает Андрей Захаренко. — Так родилась серия «Замки Беларуси». Достопримечательности нужно продвигать, в том числе и таким способом. Тепло была принята серия «Оружие Победы». Люди звонили, благодарили. Были еще и «Награды Победы», и другие серии. Например, мы разрабатывали специальный спичечный набор к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. На спичечных коробках — серия «Партизанский рисунок Борисовщины», оригиналы нам предоставили из фондов музея. Набор был в продаже, но ограниченным тиражом.

— За годы работы над нашими сериями мы затрагивали разную тематику, — отмечает инженер по входному контролю отдела качества София Легонькова. — Были и «Дорожные знаки», и на тему пожарной безопасности, и по охране природы… Кроме того, мы выпускаем спички к праздникам. Например, к Новому году. В прошлом году, когда в Борисове проходили «Дажынкі», мы к этому событию тоже выпустили серию тематических коробков. Гостям праздника вручали их в качестве сувениров, также их можно было потом купить в магазинах. Сотрудничаем и с торговыми сетями, выпускаем спички с их рисунками. Пользуется большим спросом серия «Знаки зодиака».

На «Борисовдрев» время от времени звонят и пишут коллекционеры, с просьбой помочь приобрести тот или иной коробок.

Самые активные филуменисты приезжают прямо к проходной предприятия. Раз в три-четыре года в Борисов наведывается коллекционер из Санкт-Петербурга: охотится за новыми экземплярами. Белорусские коллекционеры даже интересуются, когда предприятие начнет выпускать альбомы с макетами коробков. Вот уж точно успех пришел откуда не ждали.

Бекстейдж спичечного производства

Презентабельные коробки — это хорошо. Но не обойти производство и не посмотреть, как делают спички, мы тоже не могли. Наш гид — начальник спичечного цеха Ирина Быкова. На своей должности она примерно 15 лет. Всю жизнь работает на предприятии, начинала с мастера на спичечном производстве. Говорит, что работа для нее стала родным домом.

Сразу просим помочь разобраться, как из огромных бревен получаются тоненькие спички.

Сначала спичечное сырье поступает на производство, подается на раскаточный стол раскряжевочной линии и раскраивается на чурки по 63 сантиметра.

Затем древесина (а это должна быть обязательно осина) подается в цех. Дальше она попадает на линию лущения и рубки соломки. Кстати, отходы древесины с лущильного станка падают на транспортеры и подаются в дробилку, где превращаются в щепу. Она сжигается в котельной для получения энергии, используемой в производстве, — ничего не пропадает.

Сырая соломка подается транспортерами на первичную сортировку. После этого соломка попадает в пропиточный барабан и пропитывается противотлеющим раствором — чтобы спичка не тлела. Дальше соломка отправляется в сушильный шкаф. После уже сухая соломка подается в шлифовальные барабаны, где шлифуется методом трения друг о друга. Затем соломка оказывается в бункерах-накопителях и по мере необходимости подается на автоматические шведские линии по производству спичек.

— По сути, на данном этапе спичечная соломка — это полуфабрикат, — подчеркивает Ирина Быкова и ведет нас дальше.

Мы проходим мимо химического цеха, в котором производят зажигательные смеси для спичечных головок и фосфорную намазку для коробков.

Теперь мы идем к машинке для изготовления спичечных коробков. Они бывают внутренние и наружные. Недалеко стоят большие рулоны картона.

— Из картона делают внутренние коробки. У нас есть специальный станок для раскроя картона, — объясняет Ирина Быкова. — Материал раскраивается и подается на машинку по изготовлению внутреннего коробка. Вырубается заготовка, склеивается и подается на пневмотранспорт, а дальше — в бункер-накопитель. Наружный коробок изготавливают из готовых полос, на которых уже нанесен рисунок. После изготовления наружного коробка его тоже отправляют в бункер-накопитель. А затем на коробок наносится фосфорная намазка, о которую зажигается спичка.

В это время спичечная соломка уже находится в планочном полотне. Чтобы спичка горела, ее нужно пропитать парафином. Поэтому соломка обмакивается в парафин, а затем спичка — в зажигательную массу, образуется спичечная головка.

Спустя 45 минут спички подаются в коробконабивочное устройство. Наполнение коробков спичками происходит автоматически, а готовые коробки отправляются на контрольный стол. Здесь работники проводят конечный контроль качества.

Все готовые коробки со спичками попадают в бункер-накопитель. Дальше спички автоматически упаковываются в пленку (по 10 коробков).

Тут же упаковки складываются в ящики. В каждом из них по тысяче коробков. Один ящик весит 8 килограммов.

— В месяц предприятие производит 30 тысяч таких ящиков, — акцентирует внимание Ирина Быкова. — На спичечном производстве трудятся 140 человек. Работа организована в три смены пять дней в неделю. Между сменами производство спичек останавливается только на 10 минут: на пересменку.

Сейчас спичечное производство в Борисове закрывает потребности внутреннего рынка. А еще спички «Борисовдрева» продаются в Украине, в России, Молдове, Азербайджане и Средней Азии. Сегодня на предприятии работают над рецептурой и составом спичек, чтобы получить европейский сертификат качества.

Дизайн спичечных коробков оценили и за границей. Из Украины и России люди звонили на «Борисовдрев» и благодарили за то, что их продукция помогла ознакомиться с гербами городов нашей страны и замками.

Сергей Солонкевич

Фото: Екатерина Сейнова

7 0

*Чтобы оставить комментарий Вам нужно зарегистрироваться на нашем сайте