Лента Новостей
Последние новости
Происшествия
Мнение и спорт
Самое читаемое

Конституционная реформа. Что делать с местной властью?

В стране продолжается обсуждение конституционной реформы. Активность граждан, общественных организаций и политических партий, развернувшаяся на многочисленных региональных и центральных дискуссионных площадках, даже вынудила продлить срок подачи предложений по реформированию основного закона в Палату представителей Национального Собрания Республики Беларусь.

В одном из недавних материалов мы знакомили наших читателей с проблемой активизации партийной системы и изменения избирательного законодательства. Не менее важной, на наш взгляд, является и тема реформирования системы местного управления и самоуправления.

Вече, магистраты, думы, земства: как эволюционировало местное самоуправление.

Исторически первые формы власти носили смешанный, родственно-территориальный характер. Род или племя, проживавшие на компактной территории, решали свои вопросы на общих собраниях, в которых принимали участие все дееспособные жители. Но наибольшим авторитетом пользовались старейшины, племенные вожди, патриархи рода. С расширением государства местные вопросы по-прежнему решались самими жителями, но главной становится не родственная связь, а связь именно территориальная, то есть на первый план выходят отношения между соседями.

Аполлинарий Васнецов. «Новгородское вече»

В древнерусских городах самоуправление осуществлялось при помощи вечевых собраний, на которых избирались городские руководители — посадники, а также другие должностные лица (например, тысяцкие, возглавлявшие городское ополчение). Известно о существовании вечевого строя в Полоцке, Витебске, Друцке, Минске.

Позже, в XIII веке, в Европе зарождается институт магдебургского права, который распространился на значительную часть континента, в том числе и на наши, белорусские земли, входившие в те времена в состав ВКЛ, а с 1569 г. — в Речь Посполитую.

Первым белорусским городом, который еще в далеком 1390 г. получил право на самоуправление, стал Брест.

А в XIV–XVII веках магдебургские привилегии распространились на большинство наших городов и местечек. Согласно данному праву, горожане освобождались от феодального гнета, получали возможность выбирать орган самоуправления — магистрат во главе с войтом, избирали городских судей. Города с магдебургским правом самостоятельно регулировали местное ремесленное производство и торговлю, вводили собственные налоги, осуществляли строительство общественно значимых зданий (ратуши, крепостные стены и башни и т.п.).

В конце XVIII века, после включения белорусских городов в состав Российской Империи, вместо магдебургского права на них было распространено действие «Жалованной грамоты российским городам». Это документ, утвержденный императрицей Екатериной II в 1785 г., вводил городское самоуправление в форме выборных городских дум (во главе с выборным же городским головой), а также предусматривал выборные местные судебные органы — городовые магистраты.

Значительным изменениям подверглась система местного самоуправления в середине XIX века в ходе знаменитой Земской реформы Александра II. По указу императора в 1864 году вводятся выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы, которым поручается ведать широким кругом местных вопросов: регулированием ремесла, торговли и промышленности; содержанием дорог и иных путей сообщения; строительством и содержанием больниц и школ, наймом врачей и учителей; поддержанием санитарного порядка; созданием складских запасов продовольствия; устройством курсов для просвещения народа; взиманием местных налогов и т.д.

В ходе революционных преобразований начала XX века на белорусских землях установилась система советской власти, в центре которой находились Советы депутатов — выборные коллегиальные местные и центральные органы власти, формировавшие и контролировавшие систему исполнительной власти (от Совета Народных Комиссаров до местных исполнительных комитетов). Элементы этого советского устройства и сейчас составляют основу местной власти и управления в Республике Беларусь.

 

Земское собрание

Мировой опыт и современная система местной власти

В мире также сложились собственные традиции системы местной власти.

К настоящему времени выделяются две основные модели самоуправления: англосаксонская и континентальная. В Великобритании и ряде государств, ранее являвшихся ее колониями (США, Австралия, Канада и др.), на местном уровне действуют выборные представительные органы — советы и приходские собрания, а исполнительная власть представлена также избираемыми народом мэрами и комиссиями (муниципалитетами). При этом данные самоуправления действуют автономно, а представителей центрального правительства, назначаемых из столицы, на местах нет.

С одной стороны, подобная система развязывает руки местным жителям и избранным ими руководителям, которые принимают решения без оглядки на центральную власть (что позволяет быстрее и эффективнее решать местные проблемы). С другой стороны, подобная обособленность в целом ослабляет управляемость страной и может стать серьезной головной болью для правительства, поскольку самоуправления могут игнорировать постановления центральной власти.

Континентальная модель местного самоуправления основана на принципе его сочетания с прямым государственным управлением, которое на местах осуществляют специальные представители правительства, имеющие полномочия по надзору, контролю и регулированию деятельности местной власти. Такая система распространена в большинстве стран Европы, а также в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в ряде африканских государств (из числа преимущественно бывших французских и испанских колоний).

Континентальная модель позволяет обеспечить единство государственной политики как на центральном, так и на местном уровне, но делает самоуправления более зависимыми от правительства и менее самостоятельными.

В ходе создания Евросоюза проблеме независимости и эффективности местной власти было уделено значительное внимание. В итоге в 1985 г. появилась «Европейская хартия местного самоуправления», в которой устанавливаются основные принципы формирования и функционирования органов местного управления и самоуправления и указывается, что местная власть является основной любого демократического строя.

Беларусь советская: анахронизм или возможность демократизации?

В нашей республике система органов местной власти представлена органами самоуправления (местными советами депутатов областного, базового и первичного уровней), а также органами управления (местными исполнительными комитетами тех же уровней, а также администрациями районов в городах областного подчинения). Советы формируются путем прямых выборов на основе мажоритарной системы относительного большинства. Главы исполкомов назначаются Президентом (такое право ему было предоставлено по результатам Республиканского референдума 1996 года).

Среди наиболее дискутируемых вопросов о реформе местной власти как раз и стоит проблема несопряженности между собой советов и исполкомов, так как разные способы их формирования приводят к невозможности со стороны депутатов оказывать серьезное влияние на текущую управленческую и распорядительную деятельность. Из предложений: сделать должности глав исполкомов выборными (хотя бы на первичном и/или базовом уровнях).

Еще одним камнем преткновения выступает сам первичный уровень местной власти. Даже среди ряда депутатов сквозит сомнение в необходимости существования поселковых и сельских советов: слишком затратно их формирование при отсутствии желающих выдвигаться на эти должности, и слишком незначительны возможности для реальной деятельности. Есть и финансовые вопросы: сегодня местное самоуправление может взимать только налог на собак, курортный сбор и сбор с заготовителей. Очевидно, что скудость местной налоговой базы сказывается и на финансовых возможностях советов: за какие средства строить детские площадки, дороги и решать остальные проблемы?

Наконец, среди предложений по усилению роли и влияния местной власти выделяется необходимость более активно прибегать к институту местных референдумов как форме прямого народовластия.

Как видно из этого далеко не полного перечня, круг вопросов и вариантов решения проблем организации и полномочий местной власти в нашей стране весьма широк и многообразен. И решать их необходимо с учетом исторических традиций и имеющихся наработок.

Алексей Беляев, политолог

Автор фото: Светлана Курейчик и из открытых источников

Mlyn.by © 2012 - 2020 Все права защищены.
Яндекс.Метрика