Лента Новостей
Последние новости
Происшествия
Мнение и спорт
Самое читаемое

«Меридиан-2020»: как соревновались за Кубок федерации парусного спорта

 

Как провести субботнее октябрьское утро, когда за окном печально смотрит серое небо, от взгляда на которое может стать зябко на душе и у самого закоренелого оптимиста? Один вариант рецепта от хандры предлагал в своем творчестве Иван Бунин:

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

 Но есть категория белорусов, которые утро субботы 3 октября провели совершенно по-другому. Все они яхтсмены, все влюблены в водную гладь, водят дружбу с владыкой ветров Бореем и если и притронутся к благородным напиткам, то исключительно после благополучного финиша.

Любители парусного спорта собрались на Минском море в рамках заключительного третьего этапа Кубка Федерации, посвященого памяти основателя яхт-клуба «Меридиан» Владислава Лисовского. Нынешний год внес свои корректировки в сезон, из-за ситуации с коронавирусом растянув соревнования. И эта гонка должна была выявить сильнейших во всех категориях.

Заместитель председателя Белорусской федерации парусного спорта Алаксандр Прудников показывает нам уцелевшие деревяные яхты 20 века класса «Дракон» и надеется на их реконструкцию

Заместитель председателя Белорусской федерации парусного спорта Алаксандр Прудников показывает нам уцелевшие деревяные яхты 20 века класса «Дракон» и надеется на их реконструкцию

Заявку заполнили представители 18 яхт, на каждой из которых минимум три члена экипажа. Затем состоялся брифинг шкиперов, на котором главный арбитр соревнований и судья высшей национальной категории Андрей Савицкий напомнил участникам, что в борьбе за золотой кубок в случае равенства очков по итогам всех этапов будет учитываться нынешняя заключительная гонка. «Если один из фаворитов выиграл оба стартовых этапа, а здесь, к примеру, финиширует на низкой позиции, то упустит свое лидерство и кубок. Поэтому не думайте расслабляться» — внушает суровым тоном судья. «Не дождетесь» — веселый возглас в толпе принадлежит, судя по всему, кому-то из пресловутых фаворитов. Идут пояснения правил подачи протеста (тем, кто заявляет его, необходимо вывесить красный флаг и на финише показать его местонахождение), назначение цифровых флагов и вымпелов, прохода через стартовую линию (интервалы между финишем одних и стартом других, в зависимости от класса судна, составляют 5 и 15 минут).

Главный трофей дня ждет своего обладателя

Главный трофей дня ждет своего обладателя

— По всему морю чтобы не выискивали вас, — предупреждает глава судейского корпуса.

Предусмотрена в правилах и ответственность за, не дай Бог, нанесенный ущерб яхте. В таком случае виновник обязан сразу же завершить гонку и далее согласовать порядок возмещения вреда (среди организаторов есть свой юрист). «Яхтенный спорт — удел джентльменов», — говорят в толпе, и все согласно кивают.

 На собрании шкиперов все внемлют главному судь

На собрании шкиперов все внемлют главному судье

Собрание шкиперов закончено, участники соревнований готовятся к старту. Есть возможность пообщаться с некоторыми из них. Заметив девушку, которая с улыбкой направлялась к причалу, попросил ее рассказать о своей дороге в парусный спорт. Оказалось, что у Светланы Журавской (так зовут нашу милую собеседницу) эту стезю выбрала вся семья.

— Принимаю участие во этапах Кубка Федерации с 2016 года, когда появилась своя лодка. А заниматься парусным спортом начала примерно 10 лет назад. Это семейное увлечение, родители также выступают в гонках. Наша с мамой лодка называется «Кураж»,  папа выступает в другом классе, на «Черной жемчужине».

— Почему решили ходить под парусами?

— Мне нравится чувство свободы на открытом водном пространстве, драйв и адреналин, слаженность и командная работа всех членов экипажа яхты.

— Самые запоминающиеся моменты за эти годы?

— Принимала участие в знаковой регате Rolex Middle Sea Race протяженностью 600 морских миль. Стартовала она в столице Мальты — Валетте, через Сицилию мы шли вдоль островов Лампедуза и Пантеллерия и финишировали вновь на Мальте. Длилась гонка четыре с половиной дня.

— На брифинге шкиперов было около 40 человек, среди них примерно десяток девушек…

Преимущественно это мужской вид спорта, требующий определенной физической подготовки и ловкости, но есть немало женщин, которые добились успеха в нем, взять ту же Татьяну Дроздовскую (чемпионка мира и участница олимпиад, экс-лидер мирового рейтинга).

— Кем работаете в основной профессии?

— Акушером-гинекологом, как и моя мама. Папа тоже врач, у нас, как видите, общие профессии и хобби.

— Какие напутствия распространены перед стартом соревнований?

— «Хорошего ветра под парусами», «Семь футов под килем». Еще говорят, чтобы геннакер (большой парус, чей угол крепится к носу яхты) не перекручивался в форме «карамельки» (смеется).

Главный судья и старший преподаватель университета физкультуры, тренер по парусному спорту Андрей Савицкий несет в руках разноцветные флажки, один из которых очень похож на флаг Японии, а второй — на французский триколор. Просим объяснить, в чем тут дело.

 Андрей Савицкий обучает студентов БГУФК парусному спорту и судит турниры высочайшего класса

Андрей Савицкий обучает студентов БГУФК парусному спорту и судит турниры высочайшего класса

— Видели большие корабли, на которых куча различных флагов? Каждый из них имеет свое значение. Один предупреждает, что на корабле эпидемия, другой сигнализирует о том, что судно на дрейфе. А у нас флаги означают порядок старта, определение класса. Всего здесь 9 штук цифровых флагов, каждый из которых показывает, на сколько часов отложена гонка. Если организаторы, к примеру, подняли флаг с цифрой 6, тем самым сигнализируя о переносе на 6 часов, то даже если ветер изменится и условия улучшатся — ничего нельзя отменить.

 — Как согреваются яхтсмены, ведь на открытом пространстве Минского моря за эти часы соревнований будет совсем не жарко?

— Алкоголь запрещено употреблять во время гонки согласно требованиям ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов). И хоть в любительском парусном спорте алкоголь не является официально признанным допингом, мы всегда придерживаемся правил и не допускаем его использования. Кофе и чай — это пожалуйста.

Тут же Андрей предложил нам отправиться вместе с ним на судне организаторов и посмотреть старт соревнований, находясь в эпицентре событий. Ветер гулял по Минскому морю, заставляя участников надеть капюшоны и шапки. Но прохлада небес отступала на второй план перед жаром борьбы, которая завязалась между яхтсменами со стартовым гудком.

В пылу борьбы переворачиваются лодки и люди

В пылу борьбы переворачиваются лодки и люди

Мимо нас проносились один за другим экипажи «Лизы», «Черной жемчужины», «Куража», «Тринити», «Флинта», «Евы»и прочих яхт разных классов. Судья Андрей с помощью рации держал связь с участниками, отвечая на разнообразные вопросы. Иногда предупреждая нерасторопных, слишком близко подходящих к кораблю: «Порвешь мне грот — купишь два!». Иногда приходя на выручку, как в случае, когда у одного из участников за борт выпала ручка от лебедки. Чтобы помочь ее выловить (к счастью, она оказалась водоплавающая), организаторы отправили вспомогательный катер.

Но всем придет на помощь катер-спасатель

Но всем придет на помощь катер-спасатель

Или вот неприятная ситуация, когда одна из яхт в классе «Снайп» полностью перевернулась. Ребята сумели справиться с этим, вернув судну плавучесть и продолжив борьбу.

Кто из нас больший стройняшка??

Кто из нас больший стройняшка??

Среди организаторов была девушка которая поразила своей сноровкой. Завязать «морской узел», управлять кораблем, ставить вместе со всеми мачты — все это не дилемма для Марии Капузы, студентки 5-го курса БНТУ по специальности «кораблестроение и техническая эксплуатация внутреннего водного транспорта». Мария очень позитивный человек с лучистой улыбкой.

Мария Капуза - будущий кораблестроитель

— Почему выбрала кораблестроение? С детства увлекалась техникой, выбирала конструкторы и машинки, а не кукол. Родом из Речицы, после окончания школы думала поступать в Санкт-Петербург, но в итоге подала документы в БНТУ. Мне нравится изучать устройство корабля, начиная от металлических балок и заканчивая внешним видом и конструкцией.

И вот гонка завершилась, а с ней и весь сезон. Усталые, но эмоциональные яхтсмены принимают поздравления друг от друга. Кубки и медали нашли своих обладателей. Главный трофей, переходящий кубок за победу в регате в классе крейсерско-гоночных яхт получила экипаж судна «Кураж». При этом отдельно нельзя не отметить и победу в общем зачете в классе «Крейсерско-гоночные» экипажа «Евы».

Интересно, экипаж "Флинта" так же любит ром, как и одноименный грозный пират из романа Стивенсона?

Интересно, экипаж "Флинта" так же любит ром, как и одноименный грозный пират из романа Стивенсона?

А теперь слово заметным участникам церемонии награждения.

Владимир Лисовский, сын легенды отечественного любительского парусного спорта Владислава Лисовского:

Владимир Лисовский

— Это третий турнир в память об отце. Он стоял у истоков любительского парусного спорта наряду с Леонидом Прудниковым и отцом Сергея Воробьева. По сути, он и создал яхт-клуб «Меридиан», который является по факту старшей парусной организацией в Беларуси. Сам я в 9 лет начал заниматься и вот уже 42 года в этой сфере. Мой сын тоже пошел по стопам отца и деда. Работаю инженером, свободное время уделяю занятиям, поддержанию и развитию этой базы.  Отрадно видеть примеры, когда дети идут по нашим стопам.

Андрей Савицкий, Александр Прудников и Владимир Лисовский вручают кубки и медали

Андрей Савицкий, Александр Прудников и Владимир Лисовский вручают кубки и медали

Экипаж "Куража" несется к титулу

Экипаж "Куража" несется к титулу

Иван Фершал, рулевой «Куража»:

— Победа всегда остается приятным событием, несмотря на то, что давно потерял счет им. С 6 лет занимаюсь парусным спортом, когда мой отец Юрий Фершал (один из пионеров этого вида спорта в 70-х годах в БССР) впервые взял меня с собой на занятие. У нашего основного соперника, «Кокоса» (серебряного призера — Прим. авт.) был крепкий состав. Поэтому успех дался нам нелегко.

Иван Киселев, шкипер «Евы»:

"Ева" не так давно пришла в спорт и вот уже победа в общем зачете!

"Ева" не так давно пришла в спорт и вот уже победа в общем зачете!

— Хочется постоянно продвигать любительский яхтинг. Мы в команде все начали недавно заниматься, это наш третье участие в Кубке федерации и это пока высший результат. Вместе с супругой Инной работаем в сфере грузоперевозок. И в одной команде взаимодействуем на судне. Мне нравится в яхтинге то, что здесь нет предела совершенству. И заниматься им можно до тех пор, пока способен подняться на борт лодки.

После церемонии награждения начинается небольшой, но душевный праздничный фуршет, на котором любители парусного спорта обсуждают технические аспекты, вспоминают нюансы гонки, делятся планами на будущее. Узнав, что представляем СМИ, мне задают вопрос, на который впору звать знатоков телевизионного клуба «Что? Где? Когда?»: «С какой скоростью рвется геннакер?». Ответ «300 евро в секунду» заставит скукожиться от страха любой кошелек. Парус, стоимость которого может доходить до 5 тысяч евро, это лишь одна из деталей яхты. Такой вот  юмор у ценителей морских просторов и стремительных ветров. День катится к закату, жареное мясо истекает соком на шампурах, тосты и смех разносятся над берегом. Сезон закрыт и волны Минского моря ждут своих укротителей в следующем году на официальных стартах.

Собрались уезжать и мы, покидая яхт-клуб «Меридиан» с пожеланием для всех наших читателей: «Хорошего ветра вам под парусами и пусть геннакер вашего житейского корабля никогда не перекручивается!».

Автор фото: Елена Таборко

Mlyn.by © 2012 - 2020 Все права защищены.
Яндекс.Метрика