Лента Новостей
Последние новости
Происшествия
Мнение и спорт
Самое читаемое

Художник Игорь Бархатков: «Моя жизнь — в картинах, фотографиях…»

Творческая династия Бархатковых — устоявшийся бренд в белорусском   изобразительном искусстве. Каждый ее представитель — признанный мастер пейзажа и натюрморта. Основатель династии Антон Бархатков был учеником и последователем легендарного В.К. Бялыницкого-Бирули. А произведения Игоря и Елены Бархатковых до сих пор вызывают нескрываемое восхищение у белорусского и европейского зрителя.

О семейных традициях, живописи и сознательной жизни в белорусской глубинке — в нашем интервью.

— Каково это: быть частью известной творческой династии?

— И радостно, и ответственно одновременно. Отец мой, Антон Стефанович Бархатков, был самородком из глубинки. Всю жизнь не выпускал из рук холста. Был тружеником, внутренне сильным и независимым человеком. В противоположность ему моя мать, Софья Кузьминична Ковалёва, была натурой тонкой и артистичной. Окончила отделение оперетты ГИТИСа, после которого получила распределение в Омский государственный музыкальный театр. Она могла стать прекрасной певицей, но уехала в Минск    вслед за мужем, ради него пожертвовав карьерой. Нам часто жилось сложно, но внутри семьи всегда царил мир и покой. Мы с братом Витольдом, также художником, получили прекрасное домашнее образование, что во многом обусловило наш культурный уровень. Любовь к книгам, которые окружали нас всю жизнь, перешла и к моим сыновьям. Старший, Антон, кандидат философских наук. Младший, Игорь, искусствовед и талантливый фотограф. Их домашние библиотеки во много раз превышают мою. Супруга Елена, пейзажи и натюрморты которой до сих пор вызывают неподдельное восхищение у зрителей, сразу же стала органичной частью нашей художественной династии. У каждого из Бархатковых — свой творческий путь, свои представления о развитии искусства. Но любовь, тяга к прекрасному всегда объединяла нашу семью. Думаю, это самое главное.

Антон Стефанович Бархатков

— Игорь, на Ваш взгляд, чего не хватает современному изобразительному искусству?

— Связи с жизнью. В современном изобразительном искусстве этот компонент фактически утрачен полностью. Повсеместно организуется масса разноплановых выставок. Но они, скорее, напоминают спорт или эксперимент. Складывается ощущение, что художник живет своей жизнью, а его произведение иной. Искусство утилизируется и часто количество превышает качество работ. Достаточно вспомнить передвижников. Какая   правда жизни запечатлена на их полотнах! Именно передвижники первыми обратились к народу, к их насущным проблемам. Или, например, революционное искусство. Блок, УНОВИС, Малевич... Послевоенная скульптура и живопись. Какой эмоциональный подъем, какая внутренняя мощь! Эти художники умели «слышать» ритмы «нового» времени, резонировать с ними на одной волне. В искусстве хотелось бы видеть идею, а не «размытую» концепцию.

— Обращение к пейзажу — продолжение семейной традиции или веление души?

— Каждое время года удивительно и неповторимо, обладает своими красками, настроением, глубиной чувств. Природа является для меня неисчерпаемым источником вдохновения, полным поэтического очарования, бесконечного разнообразия цвета и форм. Она служит образцом гармонии, воплощением созидательного начала, наполняет душу стремлением творить. Несмотря на различную трактовку жанра, пейзаж, по моему мнению, не прямое «копирование» природы, а, в первую очередь, философия, фантазия, полет. Я не стремился осознанно идти по стопам своего отца, известного пейзажиста, — мое увлечение изображением природы было продиктовано стремлением отразить средствами живописи единство человека и окружающего мира.    

Елена Бархаткова «Сирень. Раннее утро»

— Какие качества наиболее цените в людях?

— Искренность. Человечность. Бессребреничество. Эти качества я особенно ценю в людях. Благодаря им я полюбил свою жену. Елена с легкостью может подарить подруге хорошую шубу или редкий альбом репродукций рисунков Рембрандта. Не вещи красят человека, а человек наполняет их особой внутренней энергетикой. Что касается денег?.. Конечно, хорошо, когда они есть. Но деньги не стоят того, чтобы ради них терять свою душу и забывать об истинном призвании.

Елена Бархаткова

— Определенный период Вашей биографии связан с жизнью в Голландии, однако судьба все равно вернула в Беларусь. Что способствовало Вашему возвращению и хотелось бы «переиграть» данный сценарий?

— Хорошо там, где нас нет. Можно долго рассказывать о красоте голландских пейзажей, восхищаться особенностями архитектуры и быта, но существуют особенности менталитета, которые несвойственны убеждениям белорусов. Не скрою, в Голландии крупный рынок искусства, множество галерей, есть возможность хорошо заработать. Но, видимо, любовь к Родине взяла верх. В общей сложности в Европе с Еленой мы прожили два года. После возвращения из Голландии решили построить своё жилище. Не было дня, чтобы мы пожалели о переезде в деревню. У нас большие земельные угодья, уютный дом, чудесные животные, множество цветов и деревьев. Да, я родился и вырос в Минске, здесь у меня родные и друзья. Но в деревеньке Хоружи, что находится под Раковом, мы с Еленой обрели свою вторую «малую» родину. Все, что ни делается, всё к лучшему.

Игорь Бархатков «Ветреный день»

— Возникало ли у Вас желание попробовать себя в другой профессиональной сфере?

— В детстве я очень любил футбол и хоккей. Меня всегда привлекали скорость и бег. Азарт, который приходил во время игры. Для большинства из нас, обычных дворовых мальчишек, это было захватывающим увлечением. Одно время я даже был вратарем команды «Кожаный мяч» и играл с Игорем Гуриновичем. Но позже понял, что выше головы не прыгнуть и оставил футбол. С теплотой вспоминаю занятия в музыкальной школе и выступления в ВИА. Я до сих пор люблю взять в руки гитару и исполнить хитовую песню из юности. Только к 16 годам я начал заниматься живописью. По натуре я перфекционист. Привык выполнять работу на высоком профессиональном уровне. В команде достичь заметного результата намного сложнее, в искусстве же все зависит от самого человека. Жалею ли я, что выбрал другой творческий путь?.. Нет, так как в живописи я обрел гармонию и свое «лицо».

Витольд Бархатков «Автопортрет»

Витольд Бархатков «Полевые цветы»

— Художником рождаются или художником становятся?

— Гениальных людей, как Леонардо да Винчи, в изобразительном искусстве буквально единицы. Но при систематичности, упорстве и трудолюбии можно достичь больших высот. Ярким примером служит творческий путь Микеланджело Буонарроти. Честный, в первую очередь, по отношению к себе, он каждодневно «шлифовал» свой талант. Именно творцом-тружеником он и вошел в историю мирового изобразительного искусства. Конечно, не нужно недооценивать роль таланта или одаренности. Но и здесь без скрупулезной внутренней работы все может быстро погаснуть навсегда. Со временем особенно начал ценить умных людей. На мой взгляд, ум, эрудиция лежат в основе любого искусства.

Антон Бархатков «Первая песенка»

Антон Бархатков «К весне»

— Что бы Вы пожелали себе, с высоты сегодняшнего опыта, в начале карьеры?

— Быть увереннее, настойчивее. Меньше сомневаться и не расстраиваться по мелочам. В жизни, как и в творчестве, сложно все сразу объять. К своей цели нужно идти постепенно, но каждодневно и без шага назад. Больше слушать наставников и близких людей, с объективностью воспринимать похвалу или критику. Но это жизнь и все к человеку приходит с опытом.

Игорь Бархатков «Синие тени»

— Есть ли в Вашей жизни люди, на которых хотелось бы равняться?

— Ван Гог. До сих пор помню свои впечатления после прочтения «Жажды жизни» Ирвинга Стоуна и монографии Анри Перрюшо. Именно в Ван Гоге воплощены мои представления о лучших качествах человека: скромность, трудолюбие, честность. Очень бы хотел побывать у него в мастерской и стать свидетелем его творческого процесса. Александр Иванов. Лучший представитель русской школы живописи. Его грандиозное полотно «Явление Христа народу» — свидетельство истинного, бескорыстного служения искусству, в котором ярко воплотился человек, художник, гражданин. Павел Филонов. Всегда «не казался», а «был». Творил, вопреки времени и обстоятельствам. Бесконечный талант, недооцененный современниками, но переосмысленный последующими поколениями.

Елена Бархаткова «Весеннее утро»

— Самые необычные факты Вашей биографии?

— Я не делаю из своей жизни чего-то уникального или необычного. Стараюсь видеть красоту и осмысленность в каждом дне. Моя жизнь — в картинах, фотографиях, в которых стараюсь запечатлевать не только момент, но и транслировать свои ценностные установки. С возрастом хочется сделать как можно больше: зафиксировать воспоминания современников в снимках, в высказываниях, в живописных и графических зарисовках. Это важно. Это и есть история.

Блиц:

— Реализм / Импрессионизм?

— Для меня здесь знак равенства.

— Пейзаж / Натюрморт?

— Пейзаж.

— Зима / Лето?

— Зима.

— Рембрандт / Ван Гог?

— Ближе Ван Гог.

— Настоящее / Будущее?

— Прошлое.

— Точка / Многоточие?

— Конечно же, многоточие.

— Думать / Быть?

— Находиться в моменте. Это важно.

— Напутственное слово читателям «Млын.BY» и «МП».

— Процитирую Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Автор фото: из архива Игоря Бархаткова

Mlyn.by © 2012 - 2020 Все права защищены.
Яндекс.Метрика